logo
Краеведческое движение на Южном Урале в первой половине ХХ века

Введение

«Академии наук на местах», - так называли краеведов и их кружки в первые годы советской власти. Сегодня, воздвигнув повсюду промышленные предприятия и торговые центры, перенасытив мир модными технологиями, пустив под снос целые кварталы старинных домов, человек начал осознавать, что таким образом наносит ущерб не только экологии среды, но и экологии культуры. Исчезают в забвении родовые корни, стираются в памяти знания об истории и традициях наших предков.

Краеведение - наука о «малой родине» - учит людей не только любить родные места, уважать обычаи своих предков, но и знать их историю, литературу, искусство. Оно оценивает значимость происшедших на той или иной территории событий, связанных с этой местностью людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей…

Краеведение придает местности историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. Так, когда мы узнаем историю того или иного сооружения, оно наполняется для нас духовным содержанием, «оживает».

Главная и исключительно редкая особенность краеведения заключается в том, что у него нет «двух уровней»: для специалистов и для широкой публики. По словам академика Д.С. Лихачева, «это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники» Лихачев Д.С. Любить родной край // Отечество: Краеведческий альманах. 1990. №1. С. 8..

К нашим дням краеведение накопило свою историю развития в той или иной местности, крае. Без узнавания того, каким был путь краеведческого движения, особенно в его самые сложные периоды, нельзя иметь четкие ориентиры в культуре и истории региона. Познанию южноуральского краеведческого прошлого и посвящено данное исследование.

В 1920-е годы краеведческое движение развивалось всюду, даже в самых удаленных уголках России, там, где его организация казалась невозможной. Становление нового общества в первые годы советской власти требовало широкого общественного подъема. Инициатива, энтузиазм, стремление к творческому преобразованию действительности стало «визитной карточкой» этого времени. За короткий срок в стране появляется множество добровольных объединений, среди которых особое место занимали краеведческие общества.

Период с 1917-го по 1929 год по праву может быть назван «золотым десятилетием» отечественного краеведения. За довольно короткий срок число краеведческих организаций увеличилось примерно в 8 раз: с 246 до 2270 Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1966. Т.4.С. 255.. У 240 из них были свои периодические и непериодические издания Шмидт С.О. «Золотое десятилетие» советского краеведения // Отечество: Краеведческий альманах. 1990. №1. С. 16.. Количество «организованных» краеведов составляло около 100 тыс. человек Большаков А.М. Введение в краеведение. Л., 1929. С. 130.. Краеведение воспринималось как «одно из характернейших явлений Советской России». Его признавали «массовым историко-культурным движением». Краеведение стало официальной сферой культурно-просветительской политики государства.

В 1927 году академик С.Ф. Ольденбург, секретарь Академии наук, сформулировал лозунгового звучания мысль: «Надо, чтобы каждый гражданин нашего Союза сознавал, что без краеведения мы бессильны». Известный писатель М. Горький, утверждая, что краеведная работа «стала работой государственного, исторического значения», писал: «Краеведение - дело, значение которого не может быть преувеличено» Шмидт С.О. «Золотое десятилетие» советского краеведения// Отечество: Краеведческий альманах. 1990. №1. С. 11.. В стране повсеместно возникали краеведческие общества, музеи, кружки, другие объединения краеведов. Разные по формам и масштабам (от губернских и областных до сельских и школьных), краеведческие организации ставили перед собой единые задачи: всестороннее изучение родного края, сохранение памятников культуры, широкое распространение знаний об Отечестве, памятникоохранительных представлений. Деятельность этих организация, протекавшая зачастую при отсутствии других научных учреждений, была всероссийской. Этот, как и последующий за ним трудный период 1930-х годов, - определяющие вехи самого явления, которое мы называем «краеведением».

Актуальность данной темы для исследования, в первую очередь, состоит в том, что в настоящее время в России наблюдается резкий рост интереса к истории отдельных регионов, краёв, республик и областей. Связано это, прежде всего, с поисками мыслящей части населения своих нравственных корней, идентификацией ею самой себя. Проведение на местах разнообразных научных, научно-практических конференций, чтений, носящих имена известных краеведов, писателей и собирателей фольклора, выпуск различных журналов и альманахов, так или иначе связанных с изучением родного края - всё это свидетельствует, что интерес в обществе к краеведению весьма высок.

Объектом исследования является краеведческое движение на Южном Урале в первой половине ХХ века.

Предметом данной работы являются условия развития краеведческого движения на Южном Урале, его идеологизация советскими властями на общегосударственном уровне, и творческая судьба краеведов Ф. И. Горбунова и Ф. Р. Менщикова.

Хронологические рамки работы охватывают период первой половины ХХ века. С 1918 по 1937 годы, в нашей стране краеведение играло большую роль, и можно сказать, что оно было возведено в ранг государственной политики. Изучение событий той эпохи должно помочь нам разобраться с тем, что происходит с краеведением сейчас, определить перспективы его развития. Развитие краеведения, как и любой другой научной области, во многом зависит от отдельных личностей, составляющих определенного рода научное сообщество, поэтому рассмотрение данной темы будет происходить через призму биографий челябинских краеведов.

Теоретико-методологическими основаниями работы явились идеи локальной истории и историко-антропологического подхода. В работе история края трактуется как часть и общее в рамках исторического развития страны. В исследовании автор использует человеческое измерение истории для уяснения особенностей проблем краеведческого движения на Южном Урале. Автор стремился следовать принципам историзма и объективности. Основными исследовательскими методами стали историко-генетический и сравнительно-исторический.

Историография этой темы еще не сложилась. Но, исходя из найденной литературы, можно сделать некоторые выводы.

К 1920 году термин «краеведение» окончательно утвердился и получил широкое распространение в исторической науке, обозначая массовое историко-культурное движение в стране. К 1920-м годам относится и становление научной школы исторического краеведения, формирование научного представления о предмете, объекте и методах краеведения.

Основоположником исторического краеведения И. М. Гревсом и его последователями Н. П. Анциферовым, Н. К. Пиксановым, Н. П. Архангельским и другими был сформулирован и новый метод краеведения - локальный, предполагающий всестороннее исследование отдельных регионов с обязательным введением новых исторических источников в оборот.

Председателем ЦБК в 1922-1927 годах был непременный секретарь АН академик Сергей Федорович Ольденбург. Большой вклад в развитие отечественного краеведения в это время внесли также академики М.М. Богословский, Н.Я. Марр, С.Ф. Платонов, А.Е. Ферсман; члены-корреспонденты М.Н. Покровский, А.Н. Самойлович, Ю.М. Шокальский.

Именно эти историки и стали основными краеведами страны на некоторое время и на их трудах основывались краеведы в провинции; посвящены их работы были совершенно разным сторонам краеведения, но, в-первую очередь, конечно же, они соответствовали решениям и темам различных всесоюзных краеведческих конференций: «Как изучать свой город» Анциферов Н.П. Как изучать свой город. М-Л., 1929., «Город как предмет школьного краеведения»Гревс И.М. Город как предмет школьного краеведения // Вопросы краеведения в школе. Л., 1926., «Познание местного края»Дзенс-Литовский А.И., Абрамов И.С. Познание местного края. Л., 1925., «Краевед-марксист» За марксизм в советском краеведении. К организации Общества краеведов - марксистов. Сб. статей и материалов. М-Л., 1931. и другие.

Однако наступил период Сталинских репрессий… В ходе процессов по «академическому делу» умельцы из ОГПУ и их политические единомышленники в органах печати неоднократно делали попытки извлечь «полезный материал», который позволил бы обосновать массовые репрессии против учёных - краеведов. В этих условиях краеведческое движение подверглось разгрому. Многие краеведы были репрессированы. Вся краеведческая литература, выпущенная до 1930 года, подлежала тщательному пересмотру для изъятия «политически вредных изданий». Наступил мрачный период в истории краеведческого движения.

В советский период тема провинциальных научных обществ в течение длительного времени не привлекала к себе внимание историков. Данное обстоятельство объясняется не только отсутствием интереса советской исторической науки к местным проводникам «охранительного направления» дореволюционной историографии, но и небезопасностью самого факта обращения к подобной проблематике в условиях разгрома отечественного краеведения и наклеивания на него ярлыка «гробокопательства».

Однако работы общего значения всё-таки выпускались, конечно, они должны были соответствовать советской идеологии: «Пути советского краеведения» Разгон А.М. Пути советского краеведения // История СССР. 1967. № 4., «О советском историческом краеведении» Кабанов П.И. О советском историческом краеведении // История СССР. 1963. № 3..

Наиболее подробная работа «Золотое десятилетие советского краеведения» была создана уже в 1990 году историком С.О. Шмидтом, её опубликовали в альманахе «Отечество». Впоследствии историки очень часто ссылались и ссылаются до сих пор на данную статью, как на наиболее подробную и достовернуюШмидт С.О. «Золотое десятилетие» советского краеведения // Отечество: Краеведческий альманах. М., 1990. Вып. I. .

С 1990-х годов и до последнего времени интерес к истории краеведения со стороны исследователей стал более острым. Увидели свет работы, посвященные осмыслению роли местной истории в истории России, книги, раскрывающие развитие краеведения в различных городах и регионах страныЦит по: Летописцы земли Уральской: Материалы к истории челябинского краеведения. Челябинск, 1997. С. 5..

Очень подробная и продуктивная статья была написана в 2000 году доктором исторических наук и директором Санкт-Петербургского филиала Архива РАН - Соболевым Владимиром Семёновичем «Академия Наук и краеведческое движение»В.С.Соболев. Академия Наук и краеведческое движение // Вестник РАН. 2000. Т.70. №6.. Данная работа описывает процессы, происходившие в российском и советском краеведении в период «золотого десятилетия»; приводит доказательства и примеры роли определённых руководящих органов и личностей, влияния печатных структур. Считаю, что статья Соболева является очень ценной работой для историков, занимающихся вопросом краеведческого движения.

Челябинские историки-краеведы также проявили заметную активность в разработке этой темы. Только за пять лет (1992-1996 гг.) были изданы книги «Уральские бирюковские чтения» Загребин С.И. Уральские бирюковские чтения. Челябинск, 1994. и «Родники истории» Загребин С.И. Родники истории: об уральском краеведении. Челябинск, 1996. С.И. Загребина, «Летописцы старого Урала» Усанов В.И. Свечников П.Г. Летописцы старого Урала. Челябинск, 1995. В.И. Усанова и П.Г. Свечникова, «Краеведы и краеведческие организации Челябинска (до 1941 г.)» В.С. Боже Боже В.С. Краеведы и краеведческие организации Челябинска (до 1941г.). Челябинск, 1995., статьи Н.Н. Алеврас и Е.П. Туровой, подборки архивных документов, составленные С.Н. Макаровой Макарова С.Н. Организация архивного дела в Челябинской области (1921-1935 гг.) // Архивы Урала. 1996. № 1.. Было уделено внимание и переизданию трудов старых челябинских краеведов.

«Летописцы земли уральской» - еще одна книга, посвященная истории челябинского краеведения, объединяющая под одной обложкой две вполне самостоятельные по замыслу работы. И если первая из них - «Летописцы земли уральской: челябинские этюды» - содержит в себе биографические очерки о наиболее значимых фигурах краеведов первой половины XX столетия с приложением списка их трудов, т. е. тяготеет к типу биобиблиографического издания, то вторая - «Урал в слове любителей и профессионалов» - сборник редких публикаций челябинцев об Урале, снабженный биографическими справками об их авторах Летописцы земли Уральской: Материалы к истории челябинского краеведения. Челябинск, 1997..

И первая, и вторая работы содержат много нового, впервые публикуемого материала, что позволяет автору и составителю этой книги надеяться на то, что предпринятый им труд будет полезен и интересен краеведам-практикам, студентам, преподавателям, всем, кому не безразлична история города Челябинска.

О челябинских краеведах Ф.И. Горбунове и Ф.Р. Менщикове написано очень мало. Отдельные статьи в краеведческие сборники и энциклопедии Челябинска и Челябинской области написаны В.С. Боже, Э.Б. Дружининой, Н.А. Антипиным. Наиболее подробным и информативным из них, конечно, является труд Владимира Стейгоновича Боже - «Краеведы и краеведческие организации Челябинска» Боже В.С. Краеведы и краеведческие организации Челябинска (до 1941г.). Челябинск, 1995., на нём, в первую очередь, и основана большая часть информации об изучаемых краеведах. Владимир Стейгонович изучал всю информацию по личным фондам, воспоминаниям и найденным работам челябинских краеведов, поэтому она является наиболее полной и достоверной.

Цель данной работы - обобщить опыт краеведческого движения на Южном Урале и на этой основе проанализировать творческую судьбу челябинских краеведов Ф.И. Горбунова и Ф.Р. Менщикова.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть условия формирования организационных структур краеведческого движения в начале XX века;

рассмотреть пути и этапы идеологизации творческой деятельности челябинских краеведов;

изучить творческую судьбу краеведов Ф.И. Горбунова и Ф.Р. Менщикова краеведческий творческий горбунов менщиков

изучить личные фонды краеведов Ф.И. Горбунова и Ф.Р. Менщикова

Работа состоит из трёх глав, введения и заключения.

Источниковую базу исследования составили законодательные акты, архивные документы, материалы периодической печати и источники личного происхождения.

В ОГАЧО были изучены личные фонды краеведов Ф.И. Горбунова и Ф.Р. Менщикова (Ф. Р-623 и Ф. 1726).

Фонд Фёдора Горбунова состоит из нескольких дел, содержащих документы, в которых он подробно прописывал свою биографию, историю своей семьи, свои стихотворения. Также в фондах архива сохранились различные свидетельства, справки, удостоверения, фотографии и заметки о жизни в тот или иной период, при чём последние можно использовать и для истории Челябинской области. Некоторые свидетельства Горбунова, относящиеся к истории дореволюционного Челябинска, впоследствии широко использовал в своих публикациях историк П.В. Мещеряков.

Фонд Фира Родионовича Менщикова намного меньше и по объёму и по информативности, чем у Фёдора Ильича, он состоит из нескольких биографий, которые были заполнены им осенью 1955, фотографии, различных справок, свидетельств, открыток и писем, посвящённых написанию научных статей.

Также источниками, которые были привлечены для данной работы, были периодические издания 1920-1930-х годов. Именно в них публиковали для советских граждан весь разрешённый краеведческий материал. И сегодня данный источник является достаточно историчным для освещения той ситуации в стране и науке.

С 1923 года Центральное бюро издавало журнал «Краеведение», а с 1925 года -- «Известия Центрального бюро краеведения». В 1930 году они были объединены в журнал «Советское краеведение» (выходил до 1936 года). Краеведческие журналы и сборники издавались и на местах (Воронеж, Тверь, Вологда, Ростов, Тула и другие). В них были отражены организационно-методические вопросы движения, деятельность краеведческих организаций, содержалась конкретная информация о движении. Главными редакторами журналов "Краеведение" и "Известия ЦБК" ряд лет были академики С.Ф. Ольденбург и Н.Я. Марр.

Данная работа состоит из трёх разделов, введения, заключения, списка источников и литературы, приложения.