История селения Касумкент

дипломная работа

1.1 Происхождение и становление села

Селение Касумкент, расположено в 200 км от Махачкалы, , к юго-западу от Дербента. Это административный центр современного Сулейман-Стальского района. Селение расположено в живописном месте, у слияния рек Чираг чай (Чирагъ вацI или СтаIл вацI) и Курах чай (Курагъ вацI). Отсюда начинаются обширные долины реки Гюльгери. Касумкент окружают горы и в ясную погоду из окрестностей села видны отроги Шалбуз дага. Место расположения селения отличается чистым, сухим, прозрачным воздухом и является точкой концентрации солнечных лучей, отражаемых с окружающих гор и возвышенностей, и является точкой сосредоточения живительной солнечной энергии.

Благоприятные экологические условия (обилие солнечных дней в году, близость к водным источникам и т.д.) в Касумкенте наводят на мысль о том, что территория села и окрестности могли быть заселены человеком еще в древности. Косвенно это и подтверждается находками в этом районе.

В результате археологической экспедиции в 1959 г., на территории Касумкента и его окрестностях выявлены ряд поселений, которые относятся к разным эпохам:

Касумкентское 1-е поселение. В 1 км к северо-западу от сел. Касумкент, на высокой правой речной террасе р. Чирах-чай, находится поселение размером 400х150 м. Здесь на поверхности собраны красная со сплошным резным орнаментом, красная грубая и серая керамика, грузила, оселок. На восточном склоне найдена керамика со значком в виде креста, поливная керамика и железный шлак.

Касумкентское 2-е поселение. В 0,2 км к югу и юго-западу от сел. Касумкент, на правом берегу реки Араг, находится поселение, относящееся к эпохе ранней бронзы (2200х100м). Здесь найдены каменный топор, характерный для куро-араксской культуры, и кости животных.

Касумкентское 3-е поселение. В 0,4 км к юго-западу от сел. Касумкент, на правом берегу протекающей в ущелье реки, находится средневековое поселение.

Касумкентское 4-е поселение. В 0,5 км к северо-западу от памятника К.М. Агасиеву, слева от дороги в сел. Касумкент, в 100 м к западу от Касумкентского 3-го поселения, находится еще одно средневековое поселение.

Таких находок очень много, и к сожалению, остаются неизученными многие памятники Касумкента.

О том, как возник Касумкент сохранилось много преданий и легенд. Одно из наиболее распротраненных преданий гласит, что были три брата: Али, Касум и Саид. Они построили неадлеко друг от друга дома, где потом на этих местах образовались селения (Касумкент, Аликент и Саидкент).

Впервые населенный пункт, именуемый Касумкент, упоминается в 1796 году. Однако благодаря эпиграфическому материалу было установлено, что селение возникло намного раньше этого года.

Эпиграфический материал, представлен эпитафиями:

В Касумкенте 2 кладбища:

1. В 1 км от центра селения, находится старинное кладбище (300-летней давности) принадлежал некому Абу-Али, который умер в 1215 г. (это 1800 или 1801 год).

С другого памятника А.Р. Шихсаидов списал следующую эпитафию:

"Хозяин этой могилы (сын) Абу-Али, сына Магомеда, сына Магомеда Эфенди".

Этой могиле тоже около 300 лет и, возможно это могилы отца с сыном.

2. Самое большее, главное кладбище находится в центре села и примыкает к территории Касумкентской средней школы № 1.

В северной части этого кладбища похоронены потомки основателей Касумкента. Здесь находятся три могилы, которые ограждены от других небольшим каменным забором. Надписи на них гласят:

"Переселимся из Ближнего мира в вечный мир Адип Гьажи… (возможно Гьажи Бала, сына Гьажи Али, сына Булата, сына Адапа, сына Касума который основал это селение первоначально)… в месяце Раббиаль-авваль 1300 году т.е. месяц начался 10 января и закончился 9 февраля 1889 года.

Надпись на второй надмогильной плите гласит:

"Месяц Шабан 2 числа 1332 г. Переселимся из мира Ближнего в мир вечный Султан, сын Гьажи-Али, сына Булата…" (текст закрыт колючками)

Эта дата приходится на 23 июля 1914 г. Надпись на третьей надмогильной плите гласит:

"Эта могила покойного Аслана, сына Султана, сына Гьажи-Али, сына Булата, сына Адапа, сына Касума, который первоначально основал это селение, да простит Аллах его и его родителей. Аминь 1333." (Этот год приходится на ноябрь 1914 года или октябрь 1915 года).

Касум, на этих эпитафиях, упоминается как основатель селения. Упоминается пять поколений после Касума и последняя эпитафия датируется 1915 годом. Если брать одно поколение равное 30 лет, то получается, что Касум жил исходя из нашего времени 236 лет назад, т.е. в 60-х и XVIII века.

На этом же кладбище находится и другая могила потомка Касума. Надпись гласит:

"Переселимся из Мира ближнего в мир вечный. Покойный Рза-хан, сын Магомеда, сына Касума, который основал это селение на этом участке. 1334 год" (Это или 1886 или 1887 г.).

Здесь упоминается 4 поколения после Касума и получается, что Касум жил исходя из нашего времени 234 года назад т.е. 60-х и XVIII в.

Таким образом, предание что основателем селения является Касум, подтверждается и эпиграфическим материалом. Также, установлено, что Касум жил в 6-х и XVIII века и, благодаря эпитафиям можно составить генеалогическое древо его рода.

Первоначально Касумкент занимал небольшую территорию левого берега р. Курах-чай и состаял из двух кварталов (мягьле). Это были: Цiийи мегьле и Эски мегьле. До сих пор эти два квартала так и называются. Цiийи мегьле и Эски мегьле сходились на месте где расположен современный базар около площади. "Эски мегьле" занимает восточную часть села, где находятся мечеть и медресе. В этой части селения, до сих пор сохранились старые глинобитные дома на каменном фундаменте. В большинстве своем это одноэтажные дома. Для двухэтажных характерны открытые веранды на втором этаже. Веранду поддерживают деревянные столбы. Арки в домах отсутствуют. Эти дома обнесены высоким забором из сырцового кирпича.

О том, , что именно на территории этого квартала возник Касумкент, свидетельствует и старое кладбище, которое находится недалеко от нового моста и примыкает к территории квартала. Одному из сохранившихся камней на этом кладбище не более 200-т лет, т.е. относится к концу XVIII в.

"Цiийи мегьле" занимает территорию на юго-западе села, где расположены школа, универмаг и библиотека. На этой территории строительство жилых построек началось в конце XIX и начале XX вв. К этому периоду относятся и надмогильные камни на Главном кладбище Касумкента, которое примыкает к территории школы.

На современном этапе своего развития Касумкент состоит как бы из двух частей:

Старая часть села, куда входят два вышеназванных квартала и вокруг которых образовалась основная масса последующих застроек. Эта часть селения расширялась за счет присоединения к ней селений Аликент и Саидкент. Таким образом, старая часть Касумкента занимает территорию между четырьмя мостами: тремя мостами на Чираг-чай и четвертом на Курах-чай.

Микрорайон - новая часть Касумкента, которая расположена на левом берегу реки Чираг-чай. Эта территория издревле носит название "терсенул". Строительство жилых построек в этом районе началось в 50-е годы ХХ в. Эта часть селения находится в километре от центра села, и соединена с ним двумя мостами через реку Чираг-чай.

Касумкент - это селение, которое все время растет. Так, по переписи населения в 1866 году территория села занимало 432 ? десятки. Из них в общем пользовании у жителей: выгон - 50 десятин и леса 70 десятин. В частном владении 312 ? дес. Количество домов было 120, а население составляло 560 человек. Из них 283 - женского пола и 217 - мужчин. Семьи были малыми, в основном из 6-8 человек. По роду занятий, лишь 8 семей были торговцами, в то время как остальная часть населения были хлебопашцами и чернорабочими.

В первые десятилетия ХХ века, количество домов увеличивается до 270 с населением в 1200 человек. Из них 612 - мужчин и 589 - женщин. Таким образом, население села по сравнению с 1886 года увеличилось вдвое. Количество земли достигло 1000 дес. Из них садами 50 дес., под лесами 100 дес. По роду занятий наименьшее количество составили крестьяне. В основном население состояло из торговцев, литейщиков, служащих и рабочих. На современном этапе, население села составляет несколько тысяч человек.

Такой быстрый рост села (молодого по сравнению с большинством селений Дагестана) объясняется его месторасположением. Касумкент расположен на стыке горной и плоскостной районов Дагестана.

Территория села пересекалось рядом важнейших дорог межрайонного значения. От Касумкента через Ханский мост шла почтовая дорога на Курах, протяженностью 52 км. Из Касумкента шли еще 2 дороги: это через Сардаркентский и Архитский мосты и села Хив-Хередж вверх по р. Чираг-чай в Лакский район (через Агульский участок по Мугударнискому ущелью), вторая дорога - Касумкент-Зизик-Корчаг-Сыртык - идет в Табасаранский и далее в Кайтагский районы. Наконец, дорога из Касумкента через Орта-Стал-Иманкуликент в г. Дербент, именно его, как наиболее сокращенным путем, обычно использовали для грузового сообщения с г. Дербентом.

Такое удачное месторасположение приводит к тому, что Касумкент превращается в крупный торговый центр Южного Дагестана. Ярким проявлением которого стал межрайонный базар проводившийся еженедельно, в каждое воскресенье. Базар проводился у Старого моста, равнинной территории примыкающей к реке. Базар был многолюдным и особенно, в летнее время. Сюда приезжали жители Рутула, Агула, Табасарана, Кумуха и т.д. Старожилы вспоминают, что подготовка к базару началась с пятницы. Приезжали торговцы, которые занимали свои места. К югу от моста располагались торговые ряды с продовольственными товарами, а к северу располагались торговые ряды где продавали скот и птицу.

Касумкентцы продавали фрукты, ведь основой экономики села было садоводство. В свое время, А. Беккер побывав в Касумкенте писал: "Растительность роскошная, черешневые деревья достигают значительных размеров". В садоводстве села преобладали яблоки и груша, затем черешня, слива, вишня, терна и все разных сортов. Большое распространение, главным образом на полях и в лесу, имел грецкий орех, груши и в сушенном виде черешня и кизил, находящие ежегодный сбыт из сел не только в Дагестане, но и в городах России.

Таким образом, Касумкент возникнув примерно в сер. XVIII в., постепенно превращается в крупный административный, политический, торгово-экономический и культурный центр.

Делись добром ;)