logo
История села Ленёвское с момента образования до 1917 г.

2.7 Повседневная жизнь села

Конечно, основу жизни крестьян составляет труд. Сельские жители трудятся с раннего утра до вечера. Самой тяжёлой работой в хозяйстве считалась поездка за сеном на нейво-шайтанские покосы. По одному туда ни когда не ездили. Хозяин, договариваясь с соседями, собирал саней по 20. Дорога дальняя - 20 верст, за сеном ездили в основном зимой, когда можно спрямить путь. Выезжать из дома приходилось очень рано, в час - два ночи. На покос приезжали к рассвету, немного перекусывали тем, что захватили из дома и сразу приступали к погрузке сена. Заканчивали, обычно, к вечеру, снова перекусывали и отправлялись в обратный путь. Домой возвращались за полночь. С утра сани разгружали, сено метали в копны. День отдыхали и снова ехали за сеном следующему соседу.

Умели наши предки трудиться, умели и отдыхать. Летом молодёжь проводила свободное время на улице, устраивая гулянки с песнями и плясками. Зимой в период праздников с Рождества до Крещения молодёжь устраивали игрища в одной из изб, которую снимали у кого-нибудь. Взрослые тоже собирались иногда вместе с молодёжью, иногда сами у кого-нибудь в избе: "усаживались кой, на чём и вот тут судили и рядили обо всём кому, что на ум взойдёт. Кто о делах, кто анекдоты рассказывает, и тут же и обсуждались разного рода новости села и каждого двора, в отдельности от всех тех вопросов кто, что считал нужным поговорить. А часть мужчин пристраивались к молодёжи и играли с ними в бабки"1.

Пьянство в селе не было распространено, если же кто-то из мужиков позволял себе лишнего, "да не в престольный праздник, то уж его тут, собравшиеся в улице, обсудят вдоль и поперёк, да с такими для него выводами, что он и на человека-то порядочного не похож2. Однако в селе Ленёвском в 1910 г. с разрешения епархиального начальства было создано "Общество трезвости". Открытие общества состоялось 10 января. Первоначальное число членов не превышало 50 человек, но к концу 2-го года существования общества количество членов увеличилось до 200 человек3.

В сельском обществе велика была власть стариков, в каждой семье так же всем распоряжалось старшее поколение. Старший мужчина в доме - непререкаемый авторитет и сколько бы лет не было его сыну, распоряжения главы семьи обсуждению не подлежали. Даже заведя свою семью, молодые не начинала ни одного дела, не спросив разрешения и совета у старших. Авторитет отца и матери распространялся даже на такие вопросы: что надеть к празднику, в чём пойти в церковь.

Семьи в селе были большие, под одной крышей не редко жили три поколения. Вместе с родителями жили дети, создавшие свои семьи, в которых нередко было больше 10 детей. Дома были небольшие, и вся семья спала вповалку на полу, полатях и печи. Но с 1880г. в Ленёвском стали строить большие дома, хвастаясь друг перед другом. Такие дома выглядели богаче, в них, как и в небольших домах, полы были не крашены, стены не штукатурены. В самых богатых домах выкрашенными были только оконные рамы и ставни. Затем стали появляться и каменные, одно - и двух - этажные дома. В двухэтажных домах на первых этажах, чаще всего, располагалась торговая лавка. Всего к 1914г. в Ленёвском было три каменных дома и несколько каменных же амбаров.

Как упоминалось выше до XIX века дворовые постройки, в целях пожарной безопасности, ставились далеко друг от друга, затем стиль застройки резко изменился. Зимний и летний дома, баню, конюшню, амбары стали строить рядом, подводя под одну крышу.

Интересно рассмотреть, как одевались жители Ленёвки, их отношение к моде. Надо сказать, что сельские костюмы не отличались разнообразием, и долгое время не подвергались влиянию моды. Вся повседневная одежда шилась в семье. Как указывалось выше, ткани - пестряди тоже ткались домашними мастерицами. Ткани эти были грубыми. На праздничное платье состоятельные хозяева покупали магазинные ткани.

Для мужчин шились штаны из полосатой пестряди и рубахи из пестряди в клетку. Повседневная одежда от праздничной у мужчин отличалась только качеством ткани. Для праздничной одежды - ткань была более тонкая, мягкая и насыщенного синего или красного цвета, праздничная рубаха украшалась вышивкой. Повседневную одежду дополняла летом легкая курточка тоже из своего холста. Курточка шилась с подкладом, верх курточки - из осинённого холста, подклад - из неокрашенного. Длина курточки доходила до колена.

Для прохладной погоды курточки шились с подстёжкой из отрепья кудели (шерсти самого низкого качества). Такая курточка называлась "тяжолко или чижолко". Шилась она из домотканого сукна и была длиннее, длинна опускалась ниже колен. В холодную погоду (ранней весной и поздней осенью) на чижолко одевался язям, который шился из домотканой же ткани, но тканой в 4 нитки, т.е. еще более толстой. Язям тоже был с подкладом, для которого использовалась ткань тканая в 2 нитки.

Зимой язям заменялся на чехмень, который шился из домотканого сукна из толстой овечьей шерсти, тканого в 4 нитки. Чижолко заменялся на ягу (большая шуба, сшитая из собачьих шкур шерстью к верху), тулуп или шубу. Для бедняков чехмень заменял и ягу, и тулуп, и шубу.

В праздничные дни вместо чижолко надевали кафтан. Шился он или из покупной ткани, которая называлась за жесткость "чертова кожа", или из чёрного сукна. Кафтан являлся и женской праздничной одеждой, женский кафтан шился только из тонкого сукна. Кафтаны женщины носили и летом в прохладную погоду. В жаркую погоду они носили сарафаны, кофты и юбки. У замужних женщин голова всегда была покрыта повойником, который в будние дни повязывался платком, а в праздничные - подшалком или шёлковым платком.

Примерно с 1907 года в сельскую моду приходят фальшонки, шапочки связанные из хлопчатобумажных или шёлковых ниток. Носили их только модницы и молодые девушки.

Женская одежда в основном состояла из рубахи с длинной становиной, которая опускалась ниже колен. Сверху надевались полустанья, к которым пришивались фанборы 15-25 см. шириной. В праздник некоторые модницы одевали по 4 полустанья.

В буднее время женская рубаха была их домотканой пестряди, а в праздничное - из покупной мануфактуры, чаще всего из ситца. В будни поверх рубахи одевали дубас, сарафан, сшитый из домотканого холста, окрашенного в синий цвет с белыми цветочками. Сарафан представлял собой широкую юбку с пришитым к ней нагрудником и двумя лямками. Примерно с 1910г. дубас вытесняется кофтой с юбкой и сарафаном из ситца. Длина их не доходила до пола 10-15 см. В женский костюм и будний, и праздничный обязательно входил фартук.

село леневское история революция

Платья женщины тоже носили и тоже с фартуком, молодые девушки платье носили без фартука.

На ногах и мужчины, и женщины, и старые, и молодые в будни носили обутки: сшитая из дублёной коровьей кожи короткая обувь без подборов и задников, с пришитыми сверху опушнями, в которые продёргивалась оборка. К обутку пришивались три кожаных ушка, одевая обуток, его плотно подтягивали оборкой к ноге. Оборка несколько раз обматывалась вокруг ноги и завязывалась. Обутки - очень легкая и водонепроницаемая обувь, удобная для работы.

В праздничные дни мужчины носили сапоги, сшитые сельскими кустарями. Женщины - покупные ботинки, сначала они походили на флотские ботинки, только с более высоким голенищем. Постепенно ботинки вытесняются туфлями, ещё достаточно грубыми. На смену туфлям приходят полуботинки на каблуке средней высоты.

Валенки являлись зимней обувью, которую носили все от мала до велика. В Ленёвском валенки называли пимы. Белые пимы, расшитые гарусом, назывались казанскими, и носили их только мужчины.

Калоши стали появляться в Ленёвском после 1900г., носили их лишь по праздникам, не зависимо от погоды.