logo
История села Ленёвское с момента образования до 1917 г.

2.1 Земельные общества села Ленёвское

Земельные угодья Ленёвского, закрепленные "Владенной записью" за тремя Монастырскими мужиками (в Верхотурье с челобитной ходили мужики села Монастырского), сразу становились общинными, т.е. поступали в распоряжение нескольких семей и управлялись ими совместно. Так было положено начало Ленёвскому земельному обществу.

В селе существовало два земельных общества: Ленёвское земельное общество и Берёзовское земельное общество. Наследники Монастырских мужиков входили в Ленёвское земельное общество и составляли большую часть села. В Берёзовское земельное общество входили жители той части села, что была расположена в сторону Кривков, а так же жители Старых и Новых Кривков, члены этого общества носили прозвище "Семишата".

Владения Берёзовского общества располагались по левую руку от реки Большая Ленёвка до самих Кривков, именно эти деревни играли ведущую роль в решении вопросов жизни Берёзовского земельного общества.

Каждые 12 лет в обоих обществах, не зависимо друг от друга, происходил передел земельных угодий. Земли перераспределялись между всеми членами общества мужского пола, женщины не имели права на получение земельного надела. По этим правилам распределения земли в более выигрышном положении оказывались семьи с большим количеством сыновей.

Для того что бы получить большее количество земли семьям, в которых росли только девочки, приходилось старшую дочь выдавать замуж, не зависимо от её возраста. Сватовство происходило не со стороны жениха, как принято, а со стороны невесты. Зять приходил в дом родителей жены. Если молодой муж до того принадлежал другому земельному обществу, то родителям невесты приходилось просить членов своего общества принять зятя и выделить ему надел. Для того что бы решение было положительным просителям приходилось выполнить некоторые условия, поставленные стариками на сходе: " Давай вот головой - то вниз, да ставь два ведра вина"1. Проситель становился на колени и выставлял запрошенную плату, а к ней и закуску.

С приёмом в земельное общество нового члена село, как правило, пополнялось и новой фамилией. Из фамилий ходоков в Верхотурье до революции 1917 в селе сохранилась только фамилия Мокроносовы. Землепользователи Ленёвского земельного общества носили такие фамилии: Мокроносовы, Серебренниковы, Малыгины - фамилии наибольшего количества семей;

Заплатины, Пичугины, Холмогоровы, Журавлевы - фамилии меньшего количества семей;

Болотовы, Деевы, Мироновы, Ермаковы, Плотниковы, Синяковы, Тагильцевы, Клементьевы, Костылевы, Назаровы, Леонтьевы - фамилии небольшого количества семей.

Мелкозеровы и Акинцевы были членами Берёзовского земельного общества.

Надел пашни на душу мужского пола составлял 2,3-2,5 га, а покоса примерно на 10 центнеров с участка. В селе Ленёвском в обоих земельных обществах насчитывалось 630-650 семей с земельными наделами, а с безземельными - всего было около 700 семей.

Если в семье с большим количеством мальчиков было мало трудоспособных членов, то семья поступала другим образом. Зажиточные семьи нанимали батраков (мужчины - батраки именовались работниками, а женщины - пострадками), бедные - "продавали души" тем семьям, которые могли обработать и чужой надел. "Купивший душу" нес полную ответственность перед обществом: по налогам и повинностям. Был ещё и третий путь: сдать землю в аренду, но тогда налоги и повинности нес сам хозяин надела.

Но на надел земли могли претендовать только коренные жители - члены земельного общества. Пришлые люди права на землю не имели, кроме священнослужителей. За ними право на надел закреплялось пожизненно, земля переходила по наследству. До сих пор в угодьях села Ленёвского есть место под названием "Попов луг" (бывший покос, принадлежавший семье священника).

Так как у Ленёвского земельного общества покосов было не достаточно, была принята практика покупки покосов, причем не только у ближайших соседей - Берёзовского земельного общества (покосов исторически было значительно больше), но и дальних, например в Нейво-Шайтанке. Чаще всего договор купли-продажи документально не оформлялся, поэтому случались обманы со стороны продавца: приедет покупатель сено косить, а покос уже выкошен и сено вывезено. Или ещё хуже: едет довольный покупатель домой с сеном, а его на дороге уже разбойники ждут, хорошо, если живой вернется в Ленёвку.