История народов Ханты и Манси

реферат

История народов Ханты и Манси

Как считают археологи, человек появился в Западной Сибири в VI - V тысячелетиях до нашей эры. Более древних, палеолитических, памятников здесь пока не обнаружено. Есть находки мезолитических орудий труда, например наконечники копий с кремневыми и костяными вкладышами. С их помощью человек охотился на зверя, добывая себе пищу. Более поздние памятники культуры предков хантов и других народов Западной Сибири - эпохи неолита и бронзы в III - II тысячелетиях до нашей эры - исследованы лучше.

Археологические раскопки проводятся на берегу Домашнего сора. Здесь три древних поселения, раскапывая одно из них, то, что ближе к пилораме. Углубления от древних могил или землянок, а также валы и рвы старинных городищ всегда примечали любознательные местные жители, особенно охотники.

Манси - народ, родственный хантам. Они очень близки между собой по культуре, много общего у них и в происхождении, и в истории, порой их трудно отличить друг от друга.

Обь - исконно хантыйская территория. Манси появились здесь поздно, уже в конце XIX века. На Обь, в район Березова, они пришли с Северной Сосьвы. В XIX веке началось перенаселение манси дальше на север и восток.

В Полновате большинство жителей представлено обскими хантами, поэтому и манси, давно здесь живущих, тоже считают хантами. Немалую роль играют и смешанные браки между манси и хантами. Ляпинские Ромбандеевы в похозяйственных книгах тоже записаны хантами. В районах, где соседствуют разные народы, часто приходится наблюдать путаницу в этнонимах.

Судя по фамилиям, можно считать, что манси передвигались с запада на восток и с юга на север, тесня в этих направлениях хантов. Этот процесс длился довольно долго, очевидно с XIII - XIV до начала XX века. Сначала, в XIII - XIV веках, это движение было связано с освоением земель коми-зырянами и русскими в Прикамье. Угорское население уходило от ясака, и от христианизации.

Позднее, в XV - XVI веках, русские стали осваивать землю по Уралу и в Зауралье. Вслед за промышленниками, купцами шли вольные переселенцы, миссионеры. Особенно известен своей миссионерской деятельностью Стефан Великопермский, обративший в крестьянство многих коми-зырян и манси.

На юг Западной Сибири еще в VI - IX веках из Казахстана и Алтая начали переселяться тюрки. Затем сюда пришли татаро-монголы. Части угорского населения (вероятно, это были ханты) по Туре Иртышу и их протокам, а часть вытеснили на север.

Большие миграции на север и восток производили и позднее, особенно в XVIII веке, когда под руководством христианской церкви в Сибири Филофея Лещинского проводилась массовая христианизация обских угров.

Таким образом, получается, что группа современных манси, живущих по Конде и Северной Сосьве, сформировалось сравнительно недавно: на Конде, вероятно, в XV - XVII, на Северной Сосьве - в XVII - XIX веках. Отсюда такое большое сходство в культуре манси и хантов.

Передвижение мансийского населения с запада на восток продолжается и поздней. Манси живут теперь на Нижней Оби, в низовьях Конды, на Козыме и Средней Оби в районе Самарова, на Назыме. В начале 60 - х годов в Березовском и Октябрьском районах по похозяйственным книгам числилось около 750 человек манси, а в Сургутском и Ханты - Мансийском районах более 60 человек. С низовий Конды они переселяются на Иртыш, где в 1962 году жило свыше 200 человек манси.

Это переселение было связано с развитием промышленного хозяйства на прибрежье Оби. На левобережье тогда имело значение лесная, нефтяная промышленность, на Конде, кроме того, - сельское хозяйство.

Но везде манси, как и ханты, живущие с другими народами - коми-зырянами, русскими украинцами, белорусами, татарами. Наиболее тесное и давнее соседство у манси с русским населением на Конде. Русские появились здесь, а также на Туре, Тавде в XVI веке.

Всю территорию Сибири коренное население не могло освоить. Подавляющая часть сибирских племен находилось на очень низком уровне хозяйственного и общественного развития. В основном это были рыболовы и охотники, на севере - оленеводы и лишь на юге скотоводы, некоторые занимались примитивным земледелием. Орудия и утварь из дерева, коры, кости и камня преобладали в их быту.

Большое значение в присоединении Сибири к России имело хозяйственное освоение территорий и ее природных богатств, развитие ее производственных сил. Здесь стали, распространятся более прогрессивные формы экономики (пашенное, земледелие, животноводство с оседлым образом жизни), ремесло, обрабатывающая промышленность, торговля. Производственная деятельность русского населения благотворно влияла на совершенствования хозяйства коренного населения Сибири.

Русский сибиряк, по общему представлению, - высокий, кряжистый богатырь. И хотя в Сибири много разных мужчин великороссов, в цело это представление правильное. Сибирь вначале заселяли в большей степени с севера России, где жили высокие голубоглазые блондины, и в меньшей - из средней полосы. В XVII веке это население осваивало таежную зону, частично двигаясь и на север в Тундру. А в XVIII веке особенно интенсивно стали обживать южные районы Западной Сибири. Здесь оседали крестьяне, занимающиеся земледелием.

Русские крестьяне принесли в Сибирь прочные трудовые традиции, многовековой опыт, наблюдательность и смекалку земледельца, любовь к земле, выносливость в борьбе с природой и стойкость перед невзгодами, деловой патриотизм и трезвый расчет. Сибирь - суровый край. Здесь закаляется и организм, и характер человека. Поэтому сибиряки издавна отличаются крепким телосложением, хорошим здоровьем, твердым характером привычным к суровым условием жизни.

Делись добром ;)