logo
История Кемеровской области с 1917 года

II. Развитие городов в 30-е годы

Создание новых городов и развитие социальной сферы Осуществление индустриализации и быстрый рост Промышленного потенциала Кузбасса способствовали появлению на территории региона новых городских центров. В1931 году разрозненные поселки шахт были объединены в города Прокопьевск и Анжеро-Судженск. Значительное увеличение добычи угля за годы первой пятилетки привело к росту объема углеперевозок. В связи с этим была проведена реконструкция железнодорожной магистрали Кузнецк Челябинск, станция Топки превратилась в крупный железнодорожный узел, а поселку ее железнодорожников в 1933 году был присвоен статус города. Развитие добычи угля на Киселевском руднике способствовало тому, что его поселки в 1936 году были объединены в город Киселевск. Рост добычи коксующихся углей на новых шахтах Осинниковского месторождения обусловил развитие образованного в 1931 году поселка Осинники, который с 1934 года входил в состав города Новокузнецка (в то время Сталинска) и в 1938 году стал самостоятельным городом. В этом же году возник и город Белове. Получил новое развитие основанный уже давно Салаирский золоторудник. Это вдохнуло новую жизнь в старый поселок. 5 апреля 1941 года он стал городом. Ускоренный рост городского населения еще более обострил жилищную проблему. В первые годы индустриализации многие рабочие городов Кузбасса начинали жить в палатках, землянках, а затем в бараках с двойными дощатыми стенами, между которыми засыпалась земля. Так называемый облегченный тип жилья был недостаточно пригодным для суровых сибирских климатических условий. Но тем не менее вместе с капитальными домами его строительство продолжалось. Сформировавшийся в те годы остаточный принцип выделения средств на социальную сферу не позволял в достаточной мере решать жилищную проблему. В 1937 году на одного жители, например городов Анжеро-Судженска и Л с ни не ка-Кузнецкого, приходилось 3,1 и 2,5 квадратных метра соответственно.Тем не менее строительство жилья в городах шло быстрыми темпами. За годы первой пятилетки было введено 1,5 миллиона квадратных метров жилой площади. В годы второй пятилетки жилой фонд, например Ленинска-Кузнец кого, увеличился более чем в полтора раза. Переустройство страны предполагало создание нового типа городских поселений -- социалистический город (в Ленинске-Кузнецком, например, до сих пор один из районов именуется Соцгородком). Появился новый термин «город-сад» как воплощение мечты о светлом и прекрасном будущем. Очень удобным местом для воплощения этой идеи явился Кузбасс, район нового промышленного освоения и городского строительства.

Серьезным недостатком в жилищном строительстве являлось отсутствие единого комплексного плана развития городов. Большинство городов сосредоточивались на угленосных территориях. Существовала опасность обрушения подработанных участков в угольных городах, что могло привести в негодность фонд жилых и производственных зданий. Эти же причины не позволяли создать полноценные системы водоснабжения, канализации и т.д.

Рост городского населения опережал темпы жилищного строительства, и в этой связи проблема жилья по-прежнему оставалась острой.

Активно строились в городах водопроводные и канализационные сети. В то же время острой проблема водоснабжения оставалась в Белове, Гурьевске, Киеелевске, Осинниках. Новосибирский облисполком дважды обращался в ЦК ВКП (б) и СНК СССР с планом практических мероприятий, предусматривающих завершение строительства дополнительных водопроводных сетей в г. Сталинске, но оба раза получал отказ.

Улучшался внешний облик городов Кузбасса. Немалую роль в этом сыграли сами горожане. Уличный комитет по ул. Кирова г. Ленинска-Кузнецкого организовал ремонт моста в городе, очистку городских улиц, выступил инициатором кампании по озеленению города. Образцово была поставлена работа по благоустройству в г. Тайге. Городской совет устроил соревнование между улицами и кварталами, в ходе которого учитывались результаты работ по благоустройству территории.

В системе коммунального хозяйства велось развитие транспортной сети. Трамваи уже имелись в крупных городах (в Сталинске они появились в 1933 году, в Прокопьевске -- в 1935 году, в Кемерове -- в мае 1940 года). В малых и средних городах основным видом передвижения оставались авто- и гужевой транспорт.

В сети бытового обслуживания подавляющее число городов не имело собственных прачечных. Имевшиеся прачечные Анжеро-Судженска и Ленинска-Кузнецкого слабо были оснащены механическим оборудованием. Слабой была и обеспеченность населения городов банями. Из-за большого износа котельное хозяйство ряда бань выходило из строя, а ведомственные бани располагались в подавляющем большинстве на территории предприятий и служили для нужд работников этого предприятия.

Большое внимание уделялось развитию системы здравоохранения. Крупные больницы были построены в Анжеро-Судженске, Прокопьевске, Новокузнецке. Только в 1940 году больничная сеть увеличилась на 5,5 процента, а численность медицинского персонала, имеющего высшее и среднее медицинское образование, увеличилось соответственно на 31 и 17 процентов. В Кузбассе действовали 125 больниц, в которых насчитывалось 7 075 больничных коек, в том числе б 211 в городах. Функционировали 58 амбулаторно-поликлинических учреждения. В городах было 400 родильных домов. Заботу о здоровье населения Кузбасса осуществляли 570 врачей, из них 552 в городах и лишь 38 в сельской местности. Но из-за крайней ограниченности финансовых средств проблемы улучшения состояния больничных корпусов, обеспечения амбулаторных пунктов медоборудованием и лекарственными средствами, развития сети родильных учреждений требовали дальнейшего внимания.

Не менее важной составной частью социальной сферы являлись культурно-просветительские учреждения. Их сеть на начальном этапе включала в себя избы-читальни, клубы, всевозможные любительские кружки. В дальнейшем ширилась сеть клубов, библиотек, кинотеатров, домов и дворцов культуры. В Новокузнецке были построены здание театра и дворца металлургов, в Прокопьевске -- ДК им. Артема и ДК шахты №5--6 им. Ворошилова.

Примечательным явлением в начале 30-х годов было строительство многих учреждений культуры руками самих жителей городов. Эти объекты являлись народными стройками. Таким методом, в частности, было осуществлено строительство клуба имени В. И. Ленина, парка культуры и отдыха в Тайге.

Сегодня мы должны сказать, что в истории Кузбасса так же, как всей страны в целом, есть во многом трагичная страница, без которой история не будет полной и правдивой. Для Кузбасса эта страница особо важна, так как она дает понять, почему здесь сформировалось многонациональное сообщество.

Если в начале 20-х годов на территории Кузбасса проживало около 200 тыс. человек, то в конце 30-х годов насчитывалось уже более одного миллиона. Каков же источник пополнения населения нашего края? Пятикратное его увеличение должно иметь объяснение. Не за счет же рождаемости оно выросло?! Ответ следует искать в тех формах и методах, которыми воспользовалось руководство страны при проведении индустриализации. В конце 20-30 гг. в Кузбасс пошел огромный поток спецконтингента - раскулаченных, депортированных, осужденных по 58 статье. Раскулаченных крестьян семьями (более 600 тыс. чел. - в среднем по 5 чел. в семье) свозили сюда из соседних территорий - Алтая, Томской, Новосибирской областей и т. д. Представителей депортированных народов (немцев, поляков, жителей Прибалтики) вывозили из европейской части России.