logo
Армяне в Краснодарском крае

6. Современные этнические общества и организации и их роль в общественной жизни

Одним из крупнейших центров армянской диаспоры является Россия, на территории которой в разные исторические периоды было создано несколько армянских колоний.

Армяне являются на территории Краснодарского края второй по численности, после русских, этнической общностью. Региональная группа кубанских армян формировалась в течение длительного времени, на протяжении нескольких веков. Ее составляют армяне, прибывшие не только из самой Армении, но и из самых разных регионов мира. Это естественно для народа диаспоры: лишь примерно каждый третий армянин живет на территории Республики Армения, остальные уже давно рассеяны по всей планете. В связи с этим армянская диаспора Краснодарского края очень разнородна. Стереотипный образ армянина неизбежно рассеивается в ходе общения с армянами Кубани, очень разными и непохожими друг на друга.

Армянская община Краснодарского края выделяется по своим количественным и качественным показателям на фоне других армянских общин субъектов Южного федерального округа (ЮФО) России.

Армяне Северо-Западного Кавказа проживают во всех административных районах, но при этом можно проследить шкалу роста их численности с севера на юго-запад, где они составляют более 30% населения в Адлерском курортном районе и городе Сочи. В регионе сложились зоны компактного проживания армянского населения: Черноморское побережье (Анапский, Геленджикский, Туапсинский районы, города Сочи и Новороссийск и районы, прилегающие к этим городам), предгорные области (Абинский, Апшеронский, Белореченский, Горяче-Ключевской, Крымский, Майкопский (Республика Адыгея) районы), Кавказский, Курганинский, Новокубанский, Отрадненский, Темрюкский районы, города Армавир, Краснодар, Кропоткин1.

Качественная составляющая особого места армянской общины Краснодарского края свидетельствует о значительной роли армянского населения в социально-экономической и культурной жизни края и достаточно большом числе реально действующих армянских национально-культурных обществ и других общественных организаций на его территории

Уже в 2001 г. в Краснодарском крае и Республике Адыгея функционировало 28 таких общественных организаций, кроме того, существовали армянские молодежные союзы и клубы, работали инициативные группы. В общине основное направление работы велось в сфере национально-культурного развития. Это было зафиксировано не только в уставных документах (целях и задачах), но и нередко в самом названии организаций. Среди активных армянских общественных организаций следует отметить: культурно-благотворительные - «Маштоц» (Краснодар), «Шираз» (Славянск-на-Кубани), «Армавир» (Армавир); культурно-просветительские - «Амшен» (Туапсе), «Вераценунд» (Апшеронск), «Луйс» (Новороссийск); культурные центры - «Миацум» (поселок Новомихайловский, Туапсинский район), научно-информационный культурный центр «Амшен» (Апшеронск).

Несколько слов об амшенских армянах, так как культурно-просветительское общество «Амшен» действует на территории Туапсинского района. Амшенские, или причерноморские, или понтийские армяне являются представителями субкультурной локальной группы армян. Историческая область Амшен, откуда они родом, названа, по преданию, в честь сына нахарара (наместника) Шапуха Аматуни Амама, который в VIII в. основал город Амамашен. Их традиционное место проживания находится на территории Понтийского региона от Батуми до Синопа (Турция).

Самой многочисленной была армянско-греческая миграция из Турции в период погромов и резни с 1915 по 1922 год. Основная часть амшенских армян осела в сельских общинах прежних выходцев из Турции на территории Краснодарского края, Абхазии, в Аджарии и в Крыму. Сегодня амшенские армяне являются самой большой и старейшей армянской субэтнической группой в Краснодарском крае, Адыгее и Абхазии.

Важным аспектом жизни армян-мигрантов является общественная деятельность, участие в армянских добровольных ассоциациях. Армянские общественные объединения в Краснодарском крае представлены, во-первых, значительными по численности и влиянию организациями, возникшими на базе крупных групп армянского населения больших городов; во-вторых, подразделениями Союза армян России (САР, председатель Ара Абрамян), образовавшимися в результате поглощения других организаций или учреждения филиалов; в-третьих, небольшими ассоциациями, формально находящимися в составе более крупных объединений, но имеющими свою социальную базу и развивающимися по собственным законам (женские, молодежные, спортивные, театральные и танцевальные объединения). Так, официально все институции действуют в рамках САР (председатель регионального отделения - Р. Геворкян). От САР отходят ветви: краевая организация САР (с офисом на ул. Одесской) - (Региональное отделение САР - филиалы местного отделения (местных отделений, коих более 40 в крае), Краснодарская городская организация (с офисом в Центре национальных культур на ул. Красноармейской, 53 - Краснодарское городское отделение САР).

Община пос. Пашковского (Армянская Пашковская Община - АПО) существует благодаря последовательным усилиям уроженца Баку бизнесмена и мецената Андрея Амосова (Акубаева).

Особняком стоят муниципальный центр детского творчества «Содружество» и краевое отделение межрегиональной общественной организации «Русско-армянское содружество» (зарегистрирована под таким названием с сентября 2007), возглавляемое Т. Тавадяном.

В сферу деятельности армянских общественных организаций входит этнокультурная пропаганда (воскресные школы армянской грамоты, кружки пения, танцев, театрального искусства), помощь в процессе иммиграции (содействие в адаптации и интеграции), поддержание связей со страной происхождения.

Спецификой армянской общественной деятельности является отсутствие четких границ между организациями, представляющими интересы мигрантов, и теми, кто обслуживает старожильческое армянское население, а также высокая динамика развития организаций, которые появляются и исчезают, изменяют или сохраняют свои цели, методы деятельности, внутреннюю структуру. Наиболее общей для всех их является тенденция к централизации. В фарватере этого движения находится САР и смещение от культурно-просветительной направленности в сторону политических задач.