5. Народный эпос
В поэтическом творчестве народов Кавказа значительное место занимают эпические сказания. Древние эпические песни прочно вошли в национальное сознание. В армянских песнях растворились древние легенды и исторические события. Эти песни, как и более древние не составляют эпических комплексов. Они распространялись вместе с лирическими народными песнями бродячими певцами, гусанами, игравшими на тавиге, сазе и других музыкальных инструментах.
Значительно более поздний памятник - «Давид Сасунский» - это уже национальный армянский эпос, отражающий длительную войну с арабским Халифатом.
Пылкий патриотизм армян отразился в народном эпосе, известном под названием «Давид Сасунский», или «Сасунские дзуры», что переводится как «Смельчаки из Сасуна». Переводчик этого эпоса Леон Сурмелян так объясняет значение слова «дзур»: это буйный, бесшабашный, лихой, то есть сочетающий героическую отвагу с бесшабашностью отчаянных авантюристов.
В VII веке нашей эры Армения подверглась арабскому нашествию. Предоставленная самой себе, Армения не могла противостоять могущественному и воинственному халифату.
Народ не мирился со своим подчиненным положением - он непрерывно восставал против завоевателей. Страна была разорена непрерывными войнами, набегами, уводами и переселением населения городов. Культурные и торговые центры были разрушены.
В этой борьбе особенно проявил себя округ Сасун, хорошо защищенный труднопроходимыми горами. Народ, никогда не считавший свое порабощение окончательным, сложил вокруг эпизодов борьбы Сасуна ряд замечательных сказаний, воплотивших его стремление к национальной независимости.
Так сложился былинный эпос «Давид Сасунский» (Давид из Сасуна; на армянском языке - Сасунци Давид). Эпос этот до сих пор рассказывается в деревнях и городах Армении. Его исключительная популярность объясняется совершенно определенными причинами: «Давид Сасунский» посвящен борьбе с нашествием иноплеменных завоевателей за национальную независимость Армении, а тема эта имела для армянского народа колоссальное значение непосредственной актуальности на протяжении многих и многих столетий.
В «Давиде Сасунском» воплощены замечательные черты армянского народа - мужество, доблесть, героическое бесстрашие в борьбе с врагами - и, наконец, в этой былине народ выразил свои, еще недостаточно оформленные, представления о довольной и счастливой жизни. Былина о Давиде Сасунском по своему художественному совершенству является одним из лучших образцов мирового народного эпоса.
Фольклор. Богато и разнообразно устное поэтическое творчество народов Кавказа. Оно имеет многовековые традиции и отражает сложные исторические судьбы народов Кавказа, их борьбу за независимость,
Разнообразны у народов Кавказа сказки, басни, легенды, пословицы, поговорки, загадки, в которых отражены все стороны народного быта. Особенно богат на Кавказе музыкальный фольклор.
Выразителями народных чаяний, хранителями богатой сокровищницы музыкального искусства и исполнителями народных песен выступали странствующие народные певцы - гусаны (у армян), мествире (у грузин), ашуги (у азербайджанцев, дагестанцев). Их репертуар был очень разнообразен. Свои песни они исполняли под аккомпанемент музыкальных инструментов. Особенно популярным был народный певец Саят-Нова (XVIII в.), который пел на армянском, грузинском и азербайджанском языках.
Устное поэтическое и музыкальное народное искусство продолжает развиваться и в наши дни.
- 32) Краснодарский край.
- Устав краснодарского края
- Украинцы и армяне
- Апк Краснодарского края
- 1. Краснодарский край: расцвет и упадок «партии одного лидера»
- Краснодарский край
- Волошина е.А. Взаимодействие старожильческого населения и мигрантов в Краснодарском крае
- Краснодарский край
- Краснодарский край