logo
Армяне в Краснодарском крае

3. Верования

Христианство начало проникать на Кавказе в первые века новой эры. Первоначально оно утвердилось среди армян, у которых в 301 г. Возникла своя церковь, получившая название «армяно-грегорианской» по имени ее основателя архиепископа Григория Просветителя. Вначале армянская церковь придерживалась восточно-православной византийской ориентации, но с начала VI в. стала самостоятельной, присоединившись к монофизитскому учению, признававшему только одну «божественную природу» Христа. Разрыв придал армянской церковной традиции индивидуальность, но его результатом стала враждебность православной византийской церкви. Последствия этой враждебности оказались разрушительными и обрекли Армению на политическое одиночество.

Из Армении христианство начало проникать в Южный Дагестан, Северный Азербайджан. армянский краснодарский этнический диаспора

Армяне глубоко преданы своей национальной церкви, которая на протяжении многих лет являлась объединяющим средоточием народа.

Армянская церковь сохранила нацию, ее язык и культуру. Принявшие другую Церковь армяне довольно быстро ассимилировались и их потомки не помнят своих корней. Исключение составляют несколько колоний армян - католиков, в частности колония мхитаристов близ Венеции, основанная в 1717 г. архимандридом Мхитаром.

Главой Армянской Апостольской Церкви является Верховный Патриарх и Католикос всех армян (в настоящее время - Гарегин II).

К настоящему времени армянские церковные общины зарегистрированы не менее чем в 10 городах Краснодарского края. Ведется активное строительство новых церковных зданий в Краснодаре, Новороссийске, Сочи и Адлере.

Черкесогаи. Как свидетельствуют приведенные выше описания, в похоронных обрядах черкесогаев тесно переплетались христианские и языческие элементы обрядности. В религиозном аспекте четко прослеживается адыгское влияние, в результате чего сложился синкретичный в своей основе (этнические и конфессиональные компоненты слились) погребально-поминальный ритуал. Показательно, что христианское духовенство в течение долгого времени боролось против разных проявлений языческих верований и добилось того, что в 1871 году по решению армавирского общества был запрещен целый ряд обрядов и обычаев нехристианского характера.

В общественно-семейной жизни черкесогаев соблюдались многие христианские праздники и посты. Ф.А. Щербина подчеркивает, что у них осталась армянской только религия, связывающая воедино горских армян как национальную группу.

Долгое пребывание в черкесской среде и отсутствие своего священника и церкви приводило к тому, что они не могли креститься: прикладывали руку ко лбу, делали какие-то движения у груди. Староста аула выполнял функции религиозного служителя.

Новый год у черкесогаев назывался Тлеумсик, что означало - мясопуст. В этот период люди питались преимущественно бобовыми культурами. После Нового года отмечалось, согласно календарному времени, Рождество Христово. Праздник Сретение Господне на языке черкесогаев назывался Созерешь. Масленица - Угаг, пост - Угыг, длящийся 48 дней.

Черкесскими армянами праздновалось Вербное воскресенье - Гулигах, а в следующее воскресенье отмечалась Пасха - Удыш, во время празднования которой не полагалось бить яйца. Седьмого апреля был праздник Нагышатах, посвященный Богоматери.

Примечательно в них то, что при абсолютном доминировании сугубо христианских явлений сохранились и отголоски армянского народного праздничного календаря. Во время Великого поста ниткой привязывали лук к потолку, втыкали в него семь перьев, и самый маленький ребенок в семье каждую неделю доставал одно перо и выбрасывал. Во время Пасхи этот лук клали в пасть жертвенного барана. В конце июля справляли праздник Псыутж, во время которого обливались водой. Своеобразным был праздник Сурб Акоба (Св. Якова), отмечавшийся в декабре. В день праздника по традиции каждая семья должна была резать столько петухов, сколько мужчин было в семье, плюс еще одного петуха для Сурб Акоба. Однако число петухов должно было быть нечетным: если число мужчин вместе с Сурб Акобом было четным, то резали еще одного петуха. Кровью петуха, приносимого в жертву Сурб Акобу, рисовали кресты на лицах детей, на двери курятника, на воротах дома. Мясо жертвенных петухов варили, обязательно угощая соседей и родственников.

У черкесогаев зафиксированы несколько обрядов «вызывания дождя». Один из них заключался в том, что несколько пожилых женщин, накинув на себя железные цепи, три раза обходили церковь, поливая водой землю и обливая прохожих. Из других обрядов «вызывания дождя», пожалуй, наиболее распространенным был следующий: на две соединенные поперек палки надевали женское платье так, что получалось человекообразное чучело. Женщины и дети водили это чучело по дворам, где хозяева обливали водой всех участников обряда и в особенности это чучело. Обойдя таким образом все дворы поселения или квартала, дети направлялись к реке Кубани, куда и бросали чучело. У черкесогаев этот обряд был известен под названием «Ханцегуашь». И название, и сам характер действия сходен с черкесским.

Черкесогаи почитали деревья, пораженные молнией. В Армавире было три таких дерева. Вокруг стволов этих деревьев были обмотаны железные цепи и в радиусе двух метров выставлены камни. К этим деревьям приходили в самых разных случаях, приводили жертвенных бычков, баранов, которых здесь же резали, варили и тут же устраивали ритуальную трапезу, веря, что таким образом излечатся от своих болезней. Эти обычаи зафиксированы у многих народов Кавказа, в том числе у армян и черкесов.

Амшены. Праздники и ритуалы календарного цикла.Из традиционных праздников можно назвать Рождество (Дзнунд), Пасху (Задик), Вардавар (Вардэвор). С наибольшей торжественностью отмечается Новый год - Нор Дари, во время которого устраивают хождение по дворам ряженых (в Трапезунде рядились в верблюда) и готовят плов, толму, хашламу и особые пирожки с семью видами начинки (с обязательной монеткой внутри одного из них). На Рождество-Крещение в джаник-ордуйских селах повсеместно разыгрывались народные представления, рядились в деда (bab) или жениха, невесту (axcik, gyuluzar), арапа (arap) или турка (thurk), доктора (hekim), сатану (sadona) или лисицу (aghves, thilkhi). В традиционной культуре амшенских армян сохранились обряды жертвоприношения (madakh) и вызывания дождя/заклинания от засухи.

Хемшилы. Религия - ислам. Один из старейшин выполняет функции духовного/религиозного лидера. Однако христианские корни остались. Почти все в день Преображения и Успения Богородицы отправляются в церковь, зажигают свечи и приносят жертвы за спасение душ своих предков». Мусульманские хемшилы все еще крестили своих детей в 1890, но наряду с этим их строгая приверженность исламу

Предопределенность пронизывает всю жизнь и дискурсы хемшилов. Одним из отголосков языческих культов можно считать обычай сумалак. По весне в большом казане много часов варят камень, подсыпая туда различные злаки. Похлебку раздают всем присутствующим. Во время трапезы как устроитель, так и участники загадывают желания, дают зароки.

Из мусульманских праздников хемшилы особенно торжественно отмечают Рамазан, который, по завершении месячного поста, венчает Курбан Байрам (буквально - праздник жертвоприношения). В течение всего месяца поста (оруз) в Рамазан устраиваются ифтары - угощения для членов общины во время вечернего приема пищи. К шести-семи вечера в некоторых домах собирается до 60 человек. Женщины сидят отдельно от мужчин. Устраиваются также специальные ифтары для стариков. Арафа называется канун Байрама 13 ноября. В этот день в каждом хемшилском доме готовят священную еду халва (helva). В процессе приготовления читается специальная молитва. Для публичного приготовления халвы привлекают одну из женщин, при этом подчеркивая ее высокий статус. С вечера ходят по домам и поздравляют, с особым вниманием -- тех, кто болен и кто носит траур. Годыр Геджеси - последняя ночь перед днем Рамазана, во время которой надо молиться всю ночь напролет, прося Бога об исполнении самых заветных желаний. С 20 на 21 апреля в месяц Мевлуд (месяц рождения пророка Мухаммеда) хемшилы также отмечают, но лишь те, кто хочет и может. Старцы читают молитву Мавлутан-Наби из книги Мавлут.

Мигранты. Крестины, венчание, отпевание и праздники календарного цикла (Рождество, Пасха, Вардавар) до строительства в 1995 году краснодарской армянской апостольской церкви в районе улицы Яна Полуяна (Прикубанский округ) производились в церквах Русской Православной Церкви. Смешанные браки с русскими и различными другими народами, населяющими Краснодарский край, практикуются все чаще и чаще.

4. Обычаи, традиции

Традиционный семейный быт черкесогаев соответствовал порядкам, принятым в среде горцев. По дому женщина при мужчинах ходила с закрытым лицом.

Как и у черкесов, девочку в 10-12 лет обычно одевали в кожаный корсет, который она не снимала до замужества. У черкесогаев одной из распространенных форм заключения брака в XIX века был брак похищением. Лишь в редких случаях родня могла вернуть девушку в отцовский дом, но поскольку девушка в таких случаях считалась «опозоренной», это служило поводом для кровной мести.

Свадебный обряд также был похож на свадьбу у черкесов. За невесту обязаны были отдать калым. Процесс обручения был прост: в дом невесты приходила девушка со стороны жениха и приносила яблоки на подносе. Если подарок принимали, то начинали готовиться к свадьбе. Брачный наряд невесты состоял из шелкового или шерстяного платья, круглой шапочки и черкесских украшений: серебряного пояса, браслетов, колец. Невесту наряжала одна из родственниц жениха. После церемонии венчания посредник со стороны жениха отводил невесту в дом жениха.

Со дня замужества свобода женщины сильно ограничивалась. Она не должна была выходить из дома, избегала посторонних мужчин. Затворничество молодой женщины продолжалось до тех пор, пока ее родители не устраивали своей дочери прием, который совершался очень торжественно. Делались подарки членам новой семьи молодой, устраивали богатое угощение. С этого дня ей позволялось посещать дома своих родителей и ближайших родственников. После рождения троих детей семейный статус женщины повышался, но если она оставалась бездетной, то «сидела в доме мужа семь лет».

Молодой женатый мужчина был несравненно более свободен в своих поступках. По обычаю в течение некоторого времени он должен был избегать только тестя, пока последний не одаривал зятя (обычно конем) и не устраивал пышный обед.

Смерть воспринималась черкесогаями как длительный, глубокий сон, что вызвало к жизни целый ряд обычаев с целью «разбудить» покойного. В случае смерти было принято поднимать шум: били по деревянным доскам, трясли труп. Лишь убедившись в реальности смерти, начинали громко оплакивать покойника.

Хоронили на второй день. Приглашались плакальщицы из близких родственниц покойного. Они и исполняли песни-плачи, воспевающие лучшие качества покойника, излагали эпизоды из его жизни, царапая себе до крови лицо и грудь. Мужчины же, которым по этикету предписывалась сдержанность чувств, не проливали слез, но в знак глубокой скорби наносили себе удары, оставлявшие заметные следы.

Хотя в целом похороны проходили в соответствии с требованиями христианской религии, при проведении их исполнялось также множество дохристианских обрядов. В течение первых трех дней после похорон посещали кладбище ранним утром до рассвета, взяв с собой заранее испеченные пышки, которыми угощали прохожих. Поминки обязательно устраивали на четвертый, седьмой, сороковой дни после похорон, а также в годовщину смерти, не считая поминальных дней, предусмотренных церковным календарем. В дни поминок одежду покойника вешали на стену и, прежде чем выпить за упокой его души, обливали ее вином

Амшенцы. Среди амшенских армян запрещаются браки до седьмого колена, что в скором времени привело к росту межэтнических браков (особенно армяно-русских) (там же, С. 304). Свадебный цикл состоит из следующих последовательных этапов: сговор, обручение и собственно свадьба.

Сговор (хоск днел, хнамутюн) у амшенцев происходит в результате нескольких посещений дома невесты. Во время одного из посещений сватов в доме невесты накрывают стол, а невеста подносит отцу жениха на специальном подносе полотенце с вышитым петухом и цветами, за что тот должен дать ей денежный выкуп. Сговор у амшенских армян иногда называется йаглуг девуш (в переводе - давать полотенце). Во время обручения (ншандрек или ншандевуш) жених и невеста обмениваются кольцами, и невеста передает жениху рубашку или вышитый ею йаглуг. Вслед за тем устраивают свадьбу (hорсаник). Одними из главных персонажей свадьбы у амшенских армян являются тhилки (лисицы), роль которых исполняют 2-4 мужчины старше 30 лет. Лисицы - мифологизированные представители стороны жениха - воруют кур со двора невесты и отдают их матери жениха в обмен на йаглуги (Кузнецов, 1995. С.49, 51; Тер-Саркисянц, 1998. С.305, 306, 308). До сих пор немалое внимание уделяется приданому, которое у амшенцев называется тюркским термином джеhез.

Похороны. Похоронная обрядность в основном сохраняет свою традиционность, хотя инновации коснулись и этой сферы. Тело покойника держат в доме обычно два-четыре дня. В эти дни в дом умершего должны прийти родственники, принося подарки, в том числе йаглуги. Впереди похоронной процессии несут деревянный крест, опоясанный двумя йаглугами из числа принесенных в дом покойника родственниками. Такими же платками отдаривают несущих крест и роющих могилу. Поминки обычно устраиваются в день похорон до погребения, потом на следующий день, а дальше, как и у многих армян, через семь, затем через сорок дней и через год. После 1960-х годов женщины стали участвовать в погребении.

Хемшилы. Обрезание мальчикам в возрасте до 7 лет делает обычно уста - мастер (ремесло передается из поколения в поколение, от отца к сыну). У хемшилов своего мастера нет, приглашаются от турок-месхетинцев. Существует также альтернативный вариант - операция производится профессиональным хирургом в больнице.

Браки традиционно эндогамны. Широко распространены кросс- и орто-кузенные матримониальные стратегии. Часто практикуют умыкание невесты фиктивного типа (формальный, символический захват), редко случается и враждебное, то есть насильственное похищение девушки. За день до свадьбы невесте красят руки хной. Свадьба длится один день и ночь. В доме (на стороне жениха) в день свадьбы женатым парам вменяется ритуальное воровство - ложек, чашек, другой посуды, и оно длится до самого утра. Некоторые из хемшилов до сих пор соблюдают обычай избегания (hорснутюн) - невеста не может разговаривать со старшими родственниками со стороны мужа, пока не получит разрешения, сопровождаемого одариваниями.

Танец хорон (в переводе с греч. танец) - собирательное название для круговых танцев у хемшилов. Танец кыз мандил (kiz mandil) танцуют на свадьбе мужчины. Отдельные танцы не имеют названий или они не сохранились. Музыкальные инструменты: кеманча, зурна, таул. Вокальный репертуар чаще исполняется на турецком языке.

Мигранты. Элементы традиционной одежды в современный период реконструируются этнологами-исследователями для обеспечения яркими костюмами многочисленных танцевальных и песенно-хоровых ансамблей края. В повседневном быту армяне Краснодарского края всех локальных групп включительно носят современную одежду массового пошива, успешно включаясь в глобализационные процессы стандартизации, приобщения к массовой культуре потребления.