logo
Армяне в Краснодарском крае

1. Исторический очерк

По воле обстоятельств армяне на протяжении многих веков создавали свои материальные и духовные ценности не только на своей этнической территории, но также и в возникших во многих странах общинах. Этот факт обусловил складывание диаспоры (spyurkh) - рассеянные по всем уголкам мира армянские сообщества.

Исторически сложилось так, что мобильность - наиболее существенная характерная черта групп армянского населения. Армянская диаспора образовалась как результат национального и религиозного преследования, массовых гонений и насильственных переселений армян из Армении в связи с непрерывными войнами, особенно начиная с арабского завоевания (VII век) и нашествия сельджуков (XI век). Значительную роль в миграции армян играли также социально-экономические и культурные факторы. Одним из крупнейших центров армянской диаспоры является Россия, на территории которой в разные исторические периоды было создано несколько армянских колоний.

Армянское население Северного Кавказа формировалось в XVIII - начале XX века преимущественно за счет выходцев из Ирана и Турции. Но известны и более ранние миграции армян, появление которых документально зафиксировано уже с XI-XII века в Южном Дагестане и на Северо-Западном Кавказе.

В первые десятилетия установления советской власти была попытка реализации концепции государственного строительства, согласно которой все народы, включая малочисленные, имели право на создание национально-территориальных образований. На Северном Кавказе, и в частности в Краснодарском крае, национальные автономии создавались в форме национальных районов и сельских Советов и напрямую зависели от национального состава их населения. В Северо-Кавказском крае в 30-х годах, согласно Всесоюзной переписи, проживало 170 тысяч армян, при этом десятки тысяч армян беженцев из Западной Армении оказались неучтенными. По округам и крупным городам Кубани, по данным Всесоюзной переписи 1928 года, числилось около 80 тысяч: в Армавире - 13,7, в Кубанском округе - 21 (в Краснодаре -13,4), Черноморском - 27,2 (в Новороссийске - 4,1 тысячи) (В местах компактного проживания сельского армянского населения в 1925 году были образованы два национальных района (в Кубано-Черноморской области и на Дону) и 22 национальных сельских Совета в пределах Майкопского и части Кубанского округов Северо-Кавказского края.

12 апреля 1926 года было принято постановление ВЦИК «О выделении Армянского района в Майкопском округе Северо-Кавказского края», и за районом закрепилось семь сельских Советов: Гойтхский, Гунайский, Елизаветпольский, Кубано-Армянский, Черниговский и Садовый. В 1927 году на Северном Кавказе уже имелось 120 армянских (в основном начальных) школ, где обучалось около 14 тысяч учащихся. Из 25 школ Армянского района на Кубани 20 являлись двух- и трехлетками. Учительские кадры для армянских национальных школ черпались из Армянского педтехникума в Нор-Нахичеване. В 1930-е Армянский район был упразднен.

В период между переписями населения 1989 и 2002 годов армяне стали второй по численности этнической общностью Краснодарского края (в 1989 году второе место после русских занимали украинцы). Проживают они в регионе как компактно, так и дисперсно. По данным переписи населения России 2002 года, в крае проживало 274566 человек, назвавшихся армянами. Из них армянским языком владели 211397 человек. Миграционный поток армянского населения после переписи продолжался

Рассмотрим, как исторически складывался состав армянского население Краснодарского края.

В состав армянского населения входят следующие группы: старожильческая группа, амшенцы, хемшилы, мигранты.

Старожильческие группы: черкесогаи, амшенцы, хемшилы

Черкесогаи, - или черкесские (горские) закубанские армяне.

Черкесогаи (самоназвание эрмелы) представляют собой одну из локальных субкультурных групп армян Северного Кавказа. По преданию, первыми переселенцами были армянские воины, которые появились в горах Черкесии в XI-XII веках, они с почетом были приняты местным населением и вскоре заняли высокое положение в их сословной иерархии. Женившись на черкешенках, армяне поселились на значительной территории Северо-Западного Кавказа. За время длительного проживания в среде горцев они утратили свою первичную традиционную культуру и армянский язык, полностью заимствовав местные обычаи и даже языковые диалекты адыгов. В то же время черкесские армяне всегда оставались адептами Армянской Апостольской Церкви, что являлось определяющим фактором их армянской идентичности. В конце XVIII века, во время их переселения на русскую сторону Кубани, и позднее, с основанием ими Армавира, они, общаясь с другими армянами, прибывшими на Кубань, выучили армянский язык, чтобы иметь возможность контактировать со своими соотечественниками. Впоследствии, со значительным увеличением русского населения в Армавире, среди них распространился русский язык, который они используют в настоящее время в качестве повседневного языка, что порой приводит к тому, что часть городских черкесогаев причисляет себя к русским.

В связи с изменением со второй половины XVIII века социально-политической ситуации на Северо-Западном Кавказе, ставшем ареной борьбы за влияние между Россией и Турцией, крымские ханы, стремясь укрепить здесь свои позиции, стали усиленно распространять среди горцев ислам, что приводило к преследованию черкесогаев за их христианскую религию. В 1838 году черкесские армяне обратились к генерал-лейтенанту Зассу, чтобы их приняли под российское покровительство и поселили к русским в районе крепости Прочный Окоп. В 1842 году они были приведены к присяге на подданство России. В настоящее время большая часть черкесогаев живет в городах Армавире, Майкопе, Краснодаре. Из среды черкесогаев вышли известные промышленники Тарасовы, Богарсуковы, писатели С. Дангулов и Б.Каспаров.

Амшенские, или причерноморские, или понтийские армяне являются представителями субкультурной локальной группы армян. Историческая область Амшен, откуда они родом, названа, по преданию, в честь сына нахарара (наместника) Шапуха Аматуни Амама, который в VIII в. основал город Амамашен. Их традиционное место проживания находится на территории Понтийского региона от Батуми до Синопа (Турция).

Начиная с XVIII века усиливается процесс тюркизации и исламизации армян Амшена и Кара Дере (Сюрмене), среди которых выделились группы принявших ислам хемшилов и сохранившей христианство остальной части амшенцев, непрерывно мигрировавшие за пределы Трабзонского вилайета (Турция). В 1860-1870 годах амшенские армяне достигли территорий северного берега Черного моря. Этот процесс происходил на фоне последствий Кавказской войны (1864 год), когда «непокорные горцы»: адыги, убыхи, абазины и абхазы (мухаджиры) были вынуждены мигрировать в Турцию, а их опустевшие земли заселяли вновь прибывшие иммигранты-христиане.

Примерно к 1864 году относится основание первого поселения амшенских армян - село Армянское Шапсухо (совр. Тенгинка).

Самой многочисленной была армянско-греческая миграция из Турции в период погромов и резни с 1915 по 1922 год. Основная часть амшенских армян осела в сельских общинах прежних выходцев из Турции на территории Краснодарского края, Абхазии, в Аджарии и в Крыму.

Сегодня амшенские армяне являются самой большой и старейшей армянской субэтнической группой в Краснодарском крае, Адыгее и Абхазии.

Хемшилы (хемшины). Следует оговорить, что самоотождествление с армянами у этой группы отсутствует, в связи с чем можно было бы проблематизировать их включение в настоящий перечень основных субэтнических групп армян Краснодарского края. Тем не менее, тот факт, что один из домашних языков хемшилов, наряду с турецким, - хемшилский/армянский язык, дает, пусть не твердо обоснованное, право условно все же отнести их к одной из рассматриваемых здесь групп армян.

Принято считать, что хемшилы (самоназвание hомшеци) - армяноязычные турки с «нечетким», «кочующим» этническим самосознанием. Большинство исследователей склоняются к мнению, что хемшилы - потомки насильственно исламизированных армян из области Хамшен (Hamshen) в VII-IX на Восточно-Анатолийском побережье Черного моря. Вопрос о «происхождении» хемшилов является достаточно сложным и спорным.

Оказавшись в границах СССР, в частности на Кавказе (в Грузии) в 1944 г. по причине так называемой «превентивной мере военного времени, обеспечивающая «благонадежность» и «лояльность» пограничного населения» хемшилы были высланы в Киргизию и Казахстан и последующие почти 30 лет были вынуждены оставаться там.

Пережив режим «спецпоселения» и оправившись после реабилитации в 1956 году, уравнявшей их в правах с остальными советскими гражданами и снявшей с них печать «предателей Родины», хемшилы столкнулись с новыми сложными проблемами, связанными с распадом СССР и этническими конфликтами в новых независимых государствах. Так, под давлением националистически настроенных бандитских группировок в Киргизии, хемшилы снова были вынуждены покинуть насиженные места, переехав в Краснодарский край.

В Армавирский (1969 год) и Апшеронский (1983 год) районы Краснодарского края хемшилы были приглашены из Средней Азии для развития скотоводства и табаководства.

Изначально хемшилы являются носителями двойственной идентичности: турецкой (зиждется, прежде всего, на религиозной основе) и собственно хемшилской (языковой). Говорят хемшилы на двух домашних языках: турецком и хемшилском, хотя знание узбекского, киргизского, казахского, русского делает группу полиязычной.

В 1980-е годы перебравшись на территорию Краснодарского края хемшилы к их собственному удивлению, обнаружилось, что тот «самобытный» язык, который они называли хемшинским (homshesma), адекватен языку соседствующих амшенских армян. Однако из-за устойчивости конфессионального самосознания наблюдаются тенденции к дальнейшему укреплению турецкой идентичности в среде рядовых хемшилов и их дистанцированию от армян-соседей. В Краснодарском крае проживают в основном в Апшеронском районе, в поселках Вперед, Ерик, Ким, Калинин, ст. Кубанской.

Мигранты. Из мигрантских групп наиболее многочисленными являются переселенцы из Абхазии, Азербайджана, Грузии, Армении, Нагорного Карабаха и других частей постсоветского мира. Вне зависимости от того, какими причинами была вызвана миграция, будь то погромы в Баку, война в Нагорном Карабахе и Абхазии или экономический кризис в Армении и Грузии, ключевое значение в выборе места переезда имели родственные, дружеские и приятельские связи. Обмен важной информацией, поиск жилья и работы осуществлялся через земляческие сети. Некоторые различия в мотивации переселений групп армян из Азербайджана, Нагорного Карабаха, Армении, Грузии и Средней Азии, тем не менее, объединяли турбулентные мигрантские потоки одним общим признаком - их вынужденным характером.

Практически все перечисленные группы имели дело с реалиями, сопряженными с риском для жизни. Сферы приложения труда мигрантов ограничены торговой/предпринимательской деятельностью и строительством. Скудность социальных связей и препятствия к получению легитимного гражданского статуса предопределили занятые ими ниши. Реализация карьеры в социальном секторе, вне зависимости от профессиональной квалификации претендентов, стала уделом единиц. Тем не менее, в новых социальных условиях армяне-мигранты высвободились из-под гнета жесткой социальной иерархии, снивелировав различия между престижной и непрестижной работой. Некоторые группы (из Армении и частично из сельских районов Карабаха) столкнулись с языковым барьером. С наименьшими проблемами в процессе интеграции столкнулись азербайджанские армяне в силу своего предыдущего мультикультурного опыта и внутренне усвоенной лояльности к любым другим группам неармянского населения.