logo
Исследование деятельности меценатов и покровителей Тюмени

Глава 3. Жизненный путь и меценатская деятельность Подаруева, Чукмалдин, Игнатова, Гилевых и других тюменских купцов

Жизненный путь Прокопия Ивановича Подаруева, купца-золотопромышленника, потомственного почетного гражданина Тюмени, отличался щедрой благотворительностью. Трижды избирался он городским головой Тюмени. "Отцом города" называли его современники, и не напрасно.

Прокопий Иванович Подаруев родился в 1819 г. в селе Перевалово Тюменского уезда в семье зажиточного крестьянина, занимавшегося извозным промыслом. С детства приученный трудиться, не покладая рук, уже к двадцати годам он взял отцовское дело в свои руки, значительно расширил его и занялся чайной торговлей. Много раз ходил с обозами в Китай за товаром, но вскоре увлекся горным и золотым делом. Благодаря недюжинным способностям, врожденной хозяйской сметливости, не имея образования, быстро нажил большой капитал, позволивший ему перейти в купеческое сословие, в первую гильдию. Человек энергичный и предприимчивый, совершал блестящие торговые сделки, был постоянным участником Нижегородской, Ирбитской, Тюменской и почти всех ярмарок Тобольской губернии. Имел счета в разных банках - Государственном, Русском для внешней торговли, Сибирском.

Удача сопутствовала Подаруеву, но не вскружила ему голову, не ослепила гордыней. Будучи городским головой, показывал он богатым людям пример доброты и милосердия. Часто обращались в Думу за пожертвованиями различные благотворительные общества города и никогда не получали отказа. Подаруев первым ставил свою подпись в подписном листе пожертвований, никогда не выделял меньше 50 руб. (сумма по тем временам немалая). И, следуя его примеру, члены Тюменской Городской Думы доставали деньги и жертвовали бедным, погорельцам, переселенцам, сиротам. Долгие годы Подаруев на свои средства содержал городскую богадельню, выделял значительные суммы на сиропитательное заведение, церковно-приходские школы города. Неоднократно получали помощь от Подаруева тобольские и омские благотворительные общества.

Большое внимание уделял Прокопий Иванович образованию. Именно он явился основателем первого среднего учебного заведения в городе, ставшего впоследствии, по свидетельству современников, одним из лучших в России. В 1879 г. на улице Царской (Республики,7) появилось прекрасное двухэтажное здание, выстроенное из камня по проекту петербургского архитектора Воротилова. Современники вспоминали: "Здание выстроено роскошное, со всеми приспособлениями для подобных учебных заведений: светлыми классами, великолепно оснащенными лабораториями". Здание это, обошедшееся в 200 тыс. руб. серебром, Подаруев подарил городу. В нем открылось Александровское Реальное училище. До сих пор это одно из красивейших зданий города, а учебный музей, созданный при училище, положил основу для формирования одного из старейших краеведческих музеев Сибири. Для содержания штата преподавателей и поддержания бедных учащихся Подаруев определил ежегодные выплаты в размере 10 тыс. рублей.

Не забывал Прокопий Иванович и свою родину. В Перевалово он построил училище для крестьянских детей с полным содержанием учителей и учеников, выстроил часовню, капитально отремонтировал церковь.

С именем Подаруева связана постройка и первого в Сибири водопровода. Появился он в Тюмени еще в 1862 г. Правда, воду это сооружение подавало всего в несколько домов.

С ранней юности Прокопий Иванович был страстным любителем лошадей, и любовь эту он пронес через всю жизнь. В 1848 г. Подаруев основал в Тюмени Рысистый конный завод. Лошадей приобретал за большие деньги (по 7-8 тыс. руб. за каждую) на всемирно известном государственном Хреновском заводе.

Орловские рысаки с завода Подаруева вскоре приобрели известность по всей Сибири, и даже в центральной России. На российских конных бегах кровные рысаки Подаруевского завода получали первоклассные аттестаты и призы.

Тюменский ипподром также многим обязан Подаруеву, который вкладывал в это заведение немало средств, чтобы тюменская публика могла наслаждаться великолепным зрелищем конных скачек "И бегов: Конный завод Подаруева просуществовал 50-лет, и за все время его существования было продано с завода несколько сот кровных рысаков. Благодаря этому в Тюмени и окрестных деревнях и селах часто можно было встретить чистокровных рысистых лошадей. Разводился при заводе и крупный рогатый скот особой породы, имевший большую ценность и пользовавшийся большим спросом у сибирских крестьян.

За свою благотворительную деятельность Прокопий Иванович имел многочисленные награды вплоть до ордена Святого Владимира. Но в то же время в 1860-х гг. появились карикатуры с изображением Подаруева в виде иконки под названием «Прокопий милостивый - жаждущих напоил, трудящихся придавил, а богомерзкий град Тюмень в грязи потопил».

В бытность городским головою Подаруев предпринимал немало усилий для приведения улиц Тюмени в пристойный вид, но все же современники отмечали малый успех в этом деле. Тюменская грязь, вошедшая в поговорку, оказалась сильнее Подаруева. А что касается водки, то с разрешения городской Думы и городского головы в Тюмени ежегодно увеличивалось число питейных заведений, различных кабаков, пивных, которые не только давали большой доход в городскую казну, но и подрывали нравственное и физическое здоровье народа.

Когда золотое счастье изменило Подарусву и он обеднел, городская Дума лишила его избирательного права и изгнала из своего состава. Так отблагодарил город своего благодетеля. Здоровье Подаруева расстроилось, он заболел раком, который медленно подтачивал" его богатырское здоровье. В 1901 году Прокопий Иванович умер и был похоронен, согласно его завещания, в с. Перевалово. В памяти города осталась улица, названная Подаруевской (Семакова), улица "Водопроводная, здание Реального училища (ныне Сельскохозяйственная академия) и ипподром.

К сожалению, в фондах Тюменского краеведческого музея не сохранилось ни одной фотографии с изображением Прокопия Подаруева и до своих потомков он дошел лишь в карикатуре художника Знаменского

В настоящее время мы имеем в своем распоряжении факты, служащие яркой иллюстрацией общественной деятельности этого поистине замечательного человека.

С момента переезда Чукмалдина на постоянное жительство из г. Тюмени в Москву им затрачено на улучшение социально-экономического быта своих сородичей, крестьян д. Кулаковой, как это констатировано отчасти документальными данными, находящимися в Троицком волостном правлении, частью документами, хранящимися при делах Кулаковского сельского училища, и, наконец, рассказами крестьян-старожил, до 120000 рублей -- это самое меньшее.

На означенный затраченный капитал Н.М. для д. Кулаковой и отчасти Гусельниковой сделал следующее.

Построено было каменное двухэтажное здание для сельской школы, стоющее с местом земли, с устройством обширного сада, огорода и надворных построек свыше 20 тысяч рублей.

На содержание училища ежегодно отпускалось попечителем училища Чукмалдином 540 рублей, из них на учебные пособия -- 70 руб., на страхование 80 руб., на содержание сада 120 руб., на отопление, освещение и сторожа 270 руб. и особо на жалованье помощнице учителя 180 руб. и а наем ей квартиры 48 руб., общество же дает только подводу для законоучителя.

Кроме обычного преподавания, какое установлено для сельских школ программой, учащиеся обучались ручному труду, введенному в 1891 году. Мастерская устроена на средства и по инициативе попечителя училища Чукмалдина. На обстановку мастерской затрачено до 500 рублей, а на материалы, инструменты и прочее каждогодно расходуется до 20 рублей.

При училище имелась бесплатная народная библиотека-читальня, заключающая в себе 178 названий, 207 томов на сумму 202 рубля 80 копеек. Библиотека посещается охотно. Устроена она на средства Чукмалдина.

Учительская библиотека (школьная) имеет 154 названия, 330 томов на 170 рублей 66 копеек, а ученическая -- 228 названий, 307 томов на сумму 108 рублей 56 копеек.

Построена церковь (каменная), сооружение которой, а равно и заведение для церкви утвари, ризницы, устройство иконостаса, приобретение колоколов и прочее стоит до 60000 рублей. Независимо затраченного капитала, потребуется еще до 6--8 тысяч рублей на постройку дома для причта, церковной ограды и разведение сада.

Николай Мартемьянович в течение многих лет боролся с кабаком, который, по его глубокому и абсолютно безошибочному мнению, разлагающим образом влияет на социально-экономическое положение его сородичей! Ему удалось убедить своих земляков в том, что кабак, кроме зла, ничего не приносит. Кулаковцы согласились в своей деревне кабак не открывать. Покойный был весьма этому рад. Он думал, что кабак им побежден. И вот за то, что кулаковцы согласились в своей деревне не иметь кабака. Чукмалдин обязался платить им по 300 рублей ежегодно, что и выполнял в течение 12--15 лет. К сожалению, подобное мероприятие не принесло положительных результатов. Пьянство в д. Кулаковой, как и при функционировании кабака, процветало, причем начала сильно развиваться тайная продажа вина. Убедившись по опыту в бесполезности предпринятой к пресечению пьянства меры, Чукмалдин выдачу 300 рублей прекратил. Ввиду этого кулаковцы с одного из тюменских винных королей за право открытия кабака в их деревне взяли 325 рублей, и таким образом главная улица д. Кулаковой снова украсилась вывеской с классической надписью: «Распивочно и на вынос».

В восьмидесятых и в начале 1900 г. в д. Кулаковой существовал абсолютнейший голод вследствие неурожая хлеба и травы. Но в такие тяжелые годы положение кулаковцев значительно облегчалось, так как к ним приходил на помощь Чукмалдин. В голодные годы он всем, без исключения, выдавал хлеб, как на пропитание, так равно и на обсеменение полей, чай, сахар, одежду и деньги.

В восьмидесятых годах после голодовки Чукмалдин задался мыслью организовать запасный хлебный магазин на тех основаниях, чтобы он находился вне правительственного контроля. Для проведения своего проекта в жизнь он приступил весьма энергично, но, к сожалению, учреждение это погибло при самом его зарождении, так как мужички полученный хлеб от Чукмалдина, для обсеменения полей на условиях возвратить таковой из 10 процентов (вместо пуда нужно было внести в запасный магазин один пуд 4 фунта) не только не отдали условленный процент, но не возвратили даже и взятый хлеб.

Благодаря халатности мужичков задуманное доброе дело, таким образом, погибло, не успевши расцвесть.

В 1894 году 2/3 домов деревни Кулаковой были истреблены грозой, огненной стихией; пожар происходил в самый разгар страдной поры, вследствие чего в деревне оставались дряхлые старики, старухи да малолетние дети; благодаря этому огнем были уничтожены не только дома и надворные постройки, но и в большинстве случаев и все имущество, а равно и хлеб.

В такое-то тяжелое для кулаковцев время на помощь к ним пришел Чукмалдин. Помощь, по словам кулаковцев, была солидная: он выдавал погорельцам хлеб, чай, сахар, одежду и, кроме этого, каждому погорельцу пожертвовал по 10 рублей, а более нуждающиеся обращались за пособием к нему и потом и всегда получали удовлетворение.

И в обыкновенное время, случится ли в крестьянской семье какое-либо крупное несчастье, которое грозит упадком хозяйству, Чукмалдин по первой же просьбе приходил на помощь материально, причем давал и разумные советы о том, как выйти из беды.

Желая заинтересовать своих сородичей в ведении сельского хозяйства на рациональных началах, а также желая развить на своей родине пчеловодный промысел, Чукмалдин посылал неоднократно усовершенствованные земледельческие орудия, культурные хлебные и огородные семена, а тем лицам, которые будут заниматься пчеловодством, обязался платить в виде премии за каждое улье пчел по 15 рублей. Но все его благие начинания в области усовершенствования сельского хозяйства разлетались, что называется, в пух и прах от косности и рутинерства его сородичей -- этой скалы, над которой толстым слоем висит непроницаемый мрак.

Убедившись в том, что ломка ведения сельского хозяйства может принести положительные результаты только тогда, когда на смену стариков-рутинеров явится молодое поколение, более развитое в умственном отношении и научно подготовленное к ведению сельского хозяйства на рациональных началах, Чукмалдиным принципиально вырешено построить техническо-земледельческое училище. Постройка подобного училища вызывалась еще и тем соображением, что существующие в Тюменском уезде кустарные промыслы, благодаря отсутствию как в городе Тюмени, так равно и его уезде технического училища, не выдерживают конкуренцию, и, таким образом, продуктивность кустарного производства с каждым годом падает.

Означенное техническо-земледельческое училище Чукмалдин предполагал построить в д. Кулаковой. Для поступления в предполагавшееся училище имели право дети кустарей и земледельцев всего Тюменского уезда, а также и дети ремесленников, живущих в Тюмени.

Тяжелый болезненный недуг не дал совершить Чукмалдину при жизни своей это великое дело, которое, без сомнения, в будущем принесло бы для Тюменского уезда, а также и Тюмени обильные плоды.

Полученная телеграмма в д. Кулаковой о смерти Чукмалдина произвела среди его сородичей сенсацию, в полном значении этого слова.

Живя в Тюмени и ведя уже самостоятельную торговлю, сначала в компании с Афанасием Козьмичом Глазуновым (ныне умершим), а затем один, Чукмалдин много сделал добрых дел и для обывателей Тюмени.

Он первый возбудил вопрос в интересах сибирской торговли и промышленности о соединении Обского бассейна с Волжско-Камским рельсовым путем. По поводу этому он с К. В. Высоцким (ныне тоже умершим) составил мотивированную докладную записку о плавании по реке Туре пароходов и о направлении предполагаемой железной дороги. Записка эта от лица тюменского общества в 1869 голу была представлена в Пермский железнодорожный комитет.

Вопрос этот, как известно всем и каждому, разрешен был в высших правительственных сферах в благоприятном смысле.

Чукмалдин служил подряд несколько четырехлетий гласным как в дореформенной думе, так и в реформированной и был одним из самых деятельных просвещенных слуг обществу.

Всегда стоя в курсе общественных дел, в интересах последних. Чукмалдин на страницах столичной повременной прессы, также и сибирской помещал из Тюмени корреспонденции, которые здесь производили сенсацию и иногда имели воздействие на разрешение вопросов в желательном смысле.

По инициативе Чукмалдина в начале семидесятых годов в Тюмени был учрежден приказчичий клуб, в организации которого он принимал самое деятельное участие. В основе организации клуба лежал, главным образом, обмен мыслей.

В 1874 году Тюмень посетил Великий князь Алексей Александрович. К этому времени, благодаря инициативе Чукмалдина, в интересах кустарного и заводско-фабричного производств была устроена выставка. В организации этой выставки Чукмалдин принимал весьма энергичное участие.