Исследование деятельности меценатов и покровителей Тюмени

курсовая работа

Введение

Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему. Распространение благотворительности связано с утверждением христианства на Руси, относившего помощь неимущим к числу важнейших добродетелей истинного христианина.

Во второй половине ХIX века благотворительность получает невиданный размах, приобретает новые формы и виды. Благотворительность перестает ограничиваться собственно филантропией, она распространяется и на область духовной жизни.

Коллекционирование и меценатство являлись составной частью более широкого понятия - благотворительных занятий. Благодаря отечественным коллекционерам и меценатам у нас в стране сконцентрированы обширные и высокоценные собрания книг и произведений искусства, учреждены театры, музеи, библиотеки и другие центры духовной жизни. Имена Текутьева, Колокольникова, Чукмалдина, Подаруева, Игнатова и других собирателей, покровителей и просветителей неразрывно связаны с развитием культуры в нашей стране.

Они обладали высоким эстетическим чувством и ощущали нравственную потребность способствовать прогрессу просвещения и культуры. Принадлежали коллекционеры и меценаты к числу видных отечественных предпринимателей. В.В. Стасов в конце ХIXв. Писал о них «В деле помощи искусству выступали у нас, на нашем веку, на наших глазах интеллигентные русские купцы. И этому дивиться нечего. Купеческое сословие, когда оно, в силу исторических обстоятельств, поднимается до степени значительного интеллектуального развития, всегда тотчас же становится могучим деятелем просвещения и просветления…». В России в среде «просвещенного общества» преобладал критический взгляд на деятельность капиталиста и его роль в жизни. В отличие от многих других стран в России исстари не было культа богатства и в русской литературе нет ни одного примера апологетики капиталистической наживы. Норма русской культуры: человек не должен активно стремится к получению больших денег как таковых, но он может это делать ради каких-то иных, более высоких и бескорыстных целей. Если предприниматель действует именно так, он получает высокую оценку и признание общества.

О российских коллекционерах и меценатах написано немало работ. О жизни и деятельности некоторых из них мы знаем больше, о других -меньше, о ком-то неизвестно почти ничего. Необходимы исследования и публикации о многих тюменских купцах. Необходимо вернуть из исторического небытия не только отдельных деятелей, но и целые исторические пласты российской деятельности, среди которых феномен российской благотворительности, исключенной из социальной действительности после революции. Российские благотворители и меценаты оставили нам памятники человеколюбия, доброты и мелосердия, способствовали прогрессу просвещения и культурного созидания в нашей стране.

Из исследователей, занимавшихся изучением меценатской деятельности тюменских купцов конца ХIХ - начала ХХ века, следует выделить И. Ермакова, Е. Пантюхина, посвятивших свою работу почетным гражданам города Тюмени. В работах Войновой мы найдем сведения о П.И. Подаруеве, А.И. Текутьеве. деятельности Текутьева посвящены работы В. Поротникова, Л.Юдиной и других. О Колокольчикове писали Ю.А. Малахова, Л.А. Типикина. В работах Л.Г. Беспаловой речь идет о деятельности Чукмалдина.

Из источников следует выделить воспоминания самих меценатов-например, воспоминания Чукмалдина. Также необходимо отметить документы благотворительных обществ-Устав Тюменского попечительского общества о бедных.

Цель квалификационной работы: исследование деятельности меценатов и покровителей Тюмени.

Для разрешения поставленной цели необходимо рассмотреть деятельность меценатов, оставивших наиболее яркий след в истории города Тюмени. Мы рассмотрим деятельность и личность таких замечательных тюменских купцов: Текутьева, Колокольчикова, Подаруева, Чукмалдина, Гилевых, Игнатова.

Делись добром ;)