logo
Анализ форм традиционных женских костюмов различных народов и конструирование на этой основе костюма женщины эпохи бронзы Южного Урала

1.1.3 Анализ кроя одежды разных народов

Одной из важнейших задач, которые должны быть решены при изучении одежды в плане её истории, является вопрос о принципах конструирования, т.е. покроя. Покрой - это основа одежды, технологическое решение задачи приспособления материала, прежде всего наиболее распространенного - ткани, к формам человеческого тела. В том, как решается эта задача, проявляется специфика культурных традиций каждого народа или нескольких народов одного региона, отражаются культурные связи между ними.

Поставленная задача осложняется тем, что прямых потомков населения эпохи бронзы на Южном Урале нет, поэтому нет прямой культурной традиции. Мы исходили из того, что население эпохи бронзы, по мнению многих современных исследователей, принадлежало к миру индо-иранских племен, населявших Евразийские степи с эпохи бронзы до начала Великого переселения народов (Раннего Средневековья), поэтому имело генетическое сходство в традициях, обычаях и, как следствие, в костюме.

Нами были проанализированы костюмные комплексы народов, населявших Южный Урал в разные исторические эпохи, а также населения других регионов, генетически связанного с населением Южного Урала эпохи бронзы: башкир, татар, народов Средней Азии, русских, население раннего железного века Алтая (пазырыкцев).

Наиболее древним народом, населяющим Южный Урал, являются башкиры. Башкирский костюм в основе своей сформировался под влиянием древнего и средневекового скотоводческого мира. В XVIII в. побывавшие у башкир И.И. Лепехин, П.С. Паллас, И.Г. Георги обращали внимание на широкое использование при изготовлении одежды материалов животного происхождения: выделанных овечьих и конских шкур, войлока, сукна, кожи. В составе башкирского женского костюма как и у других народов Волго-Уральского региона имелись рубаха (платье) и штаны. В прошлом традиционный комплект дополняла распашная верхняя одежда: приталенная безрукавка или кафтан, просторный халат. В эпосе «Алдар и Зухра» упоминается шуба из куницы. События происходили в теплое время года, следовательно шуба упоминается как праздничная одежда. [19] Поверх верхней распашной одежды повязывался кушак или надевался кожаный пояс.

Обычной одеждой женщин являлся длинный кафтан (который в торжественных случаях мог быть из бухарской шелковой материи) в форме халата, открытого от верху до низу и падающего прямыми складками до ног. Под него надевалась сшитая из полотна или бумажной материи «длинная рубашка той же формы, но открытая только на груди» с очень широкими рукавами. Находясь дома, женщины халат не надевали, оставались в одной рубашке. Иногда в таком виде они выходили во двор - даже в тех случаях, когда была холодная погода и шел снег.

Рубахи раскроены и сшиты преимущественно по прямой нити. Такой покрой назван этнографами туникообразным. Его главная особенность - отсутсвие плечевых швов. Кроили рубахи, сложив полотнище вдвое, вырезли отверстие для головы, делали глубокий вертикальный разрез посередине грудки, ворот скрепляли шнурком. К центральной точке пришивали прямые рукава. Подол расширяли за счет расклешенных боковин. Между ними и рукавом вставляли квадратные ластовицы. Ранние экземпляры рубах более просторны (широки), более поздние - при сохранении традиционного покроя соотносятся с естественными пропорциями фигуры.

Штаны у башкир долго сохраняли традиционный покрой. Различались штаны с широким и узким шагом. Первые присутствовали и в мужских и в женских комплектах одежды, вторые - только в мужских. Это дает нам право говорить об архаичности штанов с широким шагом. Простейшая конструкция представляла сложенный вдвое прямоугольник, к сторонам которого пришивались раструбы-штанины. Со временем между штанинами и основой стали вшивать клинышки.

Халат - распашная одежда, как и рубахи, зачастую не имела швов в плечах. Покупные ткани, более широкие, чем домашние, позволяли шить халаты из цельного полотнища, без боковин. В случае использования домоткани два полотнища стыковались посередине спинки. Это давало возможность вместе со спинкой выкроить верхнюю часть рукавов. По тому же принципу вырезали полочки. [19, с. 10-26]

В состав традиционного женского костюмного комплекса татар входят: рубаха, нижний нагрудник и штаны. По принципу кройки все многообразие традиционных татарских женских рубах можно разделить на два типа: 1) рубахи туникообразного покроя и 2) рубахи со скошенными и сшивными плечиками, закругленными проймами для рукавов. Эти два типа рубах отражают этапные моменты развития наплечной одежды. Туникообразный тип по принципу кройки идентичен мужской туникообразной форме рубахи, что позволяет считать его более архаичным. Основное полотнище рубахи перекинуто со спины на грудь с вырезом по овалу шеи, посередине которого имеется прямой грудной разрез. К основному полотнищу перпендикулярно пришиты прямые рукава с ластовицми, расширяющиеся книзу. Неотъемлемой частью нижней женской одежды является нижняя нагрудная повязка, сшитая из прямоугольного куска ткани. Надевалась повязка под рубаху, закреплялась на шее женщины завязками, покрывая грудь, видневшуюся в прорезь ворота.

Штаны татарских женщин по покрою аналогичны мужским. Их шили из двух штанин без боковых швов с клиньями и прямоугольной вставкой между ними.

Верхняя одежда татарских женщин делится на два типа: с прямой спинкой и с приталенной спинкой. Женская одежда с прямой спинкой сравнительно рано вышла из употребления. В Государственном музее этнографии народов России сохранился лишь единичный экземпляр - длинная туникообразная распашная одежда из прямых полотнищ белого холста с широкими клиньями по бокам, с прямыми рукавами и с широкими полами, без подкладки и застежек; ворот и верхние борта обшиты красной шерстяной нитью. [9, с. 49]

Одежда с приталенной спинкой весьма разнообразна, но исследователи считают ее более поздней по происхождению, поэтому ее мы не рассматриваем. [9, с. 37-49]

Башкирский и татарский костюм являются частью обширного круга традиционного костюма тюркских народов, к которым принадлежат и народы Средней Азии.

Традиционный комплекс женской одежды народов Средней Азии включал нательную одежду - рубаху и длинные штаны. Этими предметами женский костюм нередко и ограничивался, особенно летом в домашних условиях. Но у некоторых групп населения (например, в Самарканде) имелись специальные виды традиционной верхней одежды. При выходе в гости, особенно на семейные обряды, либо при холодной погоде они носили стеганые халаты. Такие халаты употреблялись и как домашняя зимняя одежда.

Рубаха - основной вид наплечной одежды, на начальных стадиях истории одежды из тканей, являвшийся, вероятно, первой, исходной формой, из которой развились все остальные виды наплечной одежды. Старинная рубаха отличалась архаичностью покроя. Она представляла собой сшитые в определенном порядке прямые полосы ткани различной величины и формы. Покрой этот настолько прост, что при кроении, как можно было наблюдать в Ура-Тюбе еще в 1927 г., закройщицы обходились вовсе без ножниц: ткань просто разрывали руками по прямой нитке. Рубахи такого покроя состояли из следующих частей: взятой вдвое и отмеренной по росту полосы материи в одну точь фабричной ткани или в две точи - узкой, кустарной. Этот кусок представлял собой перед и спинку рубахи. На линии плеча, приходившейся как раз на середину куска, к нему пришивали рукава, состоящие из поперечных полос той же материи. Рукава среднеазиатской рубахи были не очень длинными, оставлявшими кисть руки открытой или приоткрытой наполовину. В разных регионах Средней Азии рукав имел разную ширину. В Самарканде ранние рубахи имели ширину рукава в «четверть» - расстояние между мизинцем и большим пальцем растопыренной руки, более поздние стали делать рукав еще уже - в «четыре пальца» - от мизинца до указательного пальца растопыренной руки. Бухарская рубаха имела рукав шириной в две «четверти».

Ворот женских рубах старинного покроя имел вертикальный осевой разрез от шеи до талии. На линии плеч в обе стороны от вертикального разреза делали горизонтальные надрезы примерно на 6-8 см с каждой стороны с таким расчетом, чтобы свободно проходила голова. Излишек ткани собирали к концам надрезов в густую сборку, открывая шею. Никакого воротника на таких рубахах не полагалось. Ворот подшивали с изнанки полоской материи. Примерно посередине вертикального разреза рубаха стягивалась, либо застегивалась на пуговицу, либо затягивалась на шнурок. По словам рисовальщицы Урун-ой, выходившей замуж в 1875 г., в годы ее молодости рубахи завязывались на шелковые тесемочки, а женщина, выходившая замуж в 1888 г., уже носила рубахи, застегивающиеся на пуговицу. В 40-е гг. XX в. снова стали употреблять завязки из двух скрученных толстых ниток. [15]

Штаны. Единственным и обязательным в среднеазиатском костюме видом поясной одежды были штаны. Они считались настолько необходимым элементом костюма, что в широком употреблении по отношению к ним бытовал термин «лозим» - нужный, необходимый. В некоторых районах этот термин в применении к женским штанам вытеснил из употребления собственное название данного предмета одежды. [15]

В покрое среднеазиатских штанов мы видим то же, что и в старинной рубахе, простейший способ использования ткани как материала для одежды: шитье из отдельных прямых или частью раскошенных кусков; преобладание швов, идущих по прямой нитке; полное использование ткани, так, что после кроения не оставалось ни одного кусочка: вся ткань разрезалась с тем расчетом, чтобы кусок, срезанный с одного места, был пришит к другому.

Чертой архаичности, так же как в рубахе, можно считать единый покрой штанов для всех полов и возрастов.

В результате применяемых способов кроя штаны получались широкие, с широкой, низко посаженной мотней. Верхний край их отгибался на наружную, лицевую сторону и подшивался широким рубцом, служившим для продевания шнура-завязки, которая и поддерживала штаны при ношении.

Халат - традиционный вид верхней одежды для мужчин, женщин и детей. В покрое халата обнаруживаются те же элементы, что и в покрое рубахи, от которой халат отличается наличием спереди сквозного разреза. Нет сомнений, что этот вид одежды генетически связан с рубахой. По материалам М. Хамиджановой в Ягнобе при шитье халата из кустарной ткани, имеющей узкую точь, сначала шили рубаху, стан которой состоял из сшитых вместе точей, а потом передний шов распарывали, и таким образом получалась распашная одежда - халат [15, с. 26].

Покрой всех вариантов традиционного халата был единым; его основой служила туникообразная рубаха. Халат состоял из тех же конструктивных частей - стан, боковины, рукава. К ним в ходе эволюции этого вида одежды добавились воротник и передние клинья. Поэтому халаты, различавшиеся в названиях только по материалу, нельзя считать особыми видами одежды: это лишь варианты единого вида - туникообразного. Описанный покрой встречается и в немногих образцах дошедшей до нашего времени средневековой одежды: халат мальчика из погребения XV в. в мавзолее Шахи-зинда (Самарканд), халат XVIII в., приписываемый Ходжа Сафо. [15, с. 19-29]

Основой женского костюма русских, украинцев и белорусов также была рубаха. Древнейшие изображения восточнославянских рубах относятся к XII, XV вв. и дают представление о рубахе как основной части женской одежды с присущей ей особенностью в виде длинных рукавов, спущенных ниже кисти. В Московском государстве женщины из великокняжеской и боярской среды в XVI-XVII вв. носили два рода сорочек: нижнюю из белого холста с рукавами и верхнюю (красную, т.е. на выход) с длинными рукавами, которые собирали поперечными складочками на руке. В XIX, а кое-где и в начале XX в. у южных великорусов деревенские девушки до свадьбы ходили в одних рубахах, подпоясанных пояском, замужние женщины надевавли понёву. Северные великоруски сверху рубахи надевали сарафан, причем рукава, ворот и подол рубахи были видны и их наиболее украшали. Бывали случаи, когда и замужние женщины ходили в одних рубахах с поясом (например, во время сенокоса и жатвы, а также во время выполнения обрядов - «опахивания» и т.п.). [2, с. 601]

Наиболее древней формой рубахи у восточных славян была рубаха туникообразная. Уже в XIX в. она являлась реликтовой формой и встречалась как обрядовая - «смертная», либо у старух, а также в среде старообрядцев. Покрой рубахи с центральным полотнищем, перегнутым по утку идентичен покрою мужских рубах. В более поздних вариантах, при использовании фабричного полотна, рубаха кроилась из цельного куска материи, в более ранних - с дополнительными полосами по бокам.

Женская поясная одежда у восточно-славянских народов - это понева, юбка, а также передник. Понева, распространенная у украинцев и южных великорусов, является архаичным видом одежды. Понева являлась отличительным признаком замужней женщины, хотя первоначально надевание поневы было связано с наступлением половой зрелости у девушек. Когда-то понева отражала, видимо, родоплеменную принадлежность - в XIX-н. XX вв. по узору, способу ношения поневы различались по группам деревень, по этим признакам можно было безошибочно определить, из какого селения происходит данная женщина. Само слово «понева» означает «кусок ткани» и является родственным словам с подобным значением в других славянских языках. Северные группы восточнославянских племен, если и носили когда-то поневу, то рано ее утратили.

Штаны в качестве обычной женской одежды для славян не характерны. Они встречались в XVIII-XIX вв. у донских казачек и крестьянок Сибири, но скорее всего, были заимствованы ими у восточных соседей.

Сарафан - высокая юбка с лямками или цельное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи. Возможно, название «сарафан» происходит от иранского «сарапа», что значит - «с ног до головы».

Разнообразие сарафанов (косоклинные глухие и распашные, прямые на лямках и с лифом) говорит о сложности его (сарафана) происхождения и развития: прослеживаются связи с древнеславянской глухой одеждой (шушун, сукман), с верхней распашной одеждой (ферязь, кунтыш, саян). [2, с. 600-605]

Одежда пазырыкцев из замерзших могил Горного Алтая - редкий источник по истории костюма. Ткани сохраняются плохо, даже если найдены ее фрагменты, как в Синеглазовском кургане под г. Челябинском, по таким остаткам трудно судить о покрое одежды того времени. Тем ценнее находки в Пазырыкских курганах, позволяющих соединить данные этнографии с данными археологии.

Основными видами женской одежды пазырыкцев были: рубаха, юбка и меховая шуба.

Рубаха пазырыкской женщины не отличалась по крою от мужской рубахи. Это рубаха с прямыми плечами, сшитая из двух кусков ткани (перед и спинка) длиной до колен (110-113 см), с вшитыми длинными рукавами. Рукава (их длина 60 см от низко спущенной на плечо проймы) прикрывали кисти рук. Все швы были отделаны красной шерстяной нитью. Рубаха имела вшитые в боковые швы треугольные клинья. Голова продевалась в округло выбранный ворот.

Поясной одеждой пазырыкских женщин были юбки и штаны. Юбка состоит из трех полос ткани, сшитых поперек, с одним боковым швом. Верхний и нижний края юбки были кромками ткани, вероятно, поэтому они не подрублены. На теле юбка держалась с помощью шнура, пришитого к юбке в нескольких местах. Верхний край юбки отогнут наружу, образуя напуск, которым, вероятно, регулировали длину.

Штаны были найдены в погребении девушки-воина. Они сохранились очень плохо. Невозможно определить детали кроя, длину штанов. Однако некоторые детали говорят о том, что женские штаны были идентичны мужским, т.е. состояли из штанин и квадратной вставки между ними. Ширина ткани - 28 см, швы сверху и снизу обработаны в подгибку с закрытым срезом, только сверху ткань подогнута наружу, а снизу - внутрь. Чтобы заузить нижнюю часть штанин до 23 см, ткань по боковым срезам была отогнута наизнанку на 4,5-5 см от края, а затем сшита по боковому шву.

Верхней одеждой пазырыкцев были меховые шубы и войлочные кафтаны. Шубы и кафтаны распашные, недлинные, но широкие, с длинными зауженными рукавами. Рукава у некоторых шуб зашиты, видимо для защиты от холода - длинные рукава служили одновременно и рукавицами. [10, с. 108-112, 114-117, 119-123, 127-130]

Результаты сравнения женских костюмов представлены в таблице 1.

Выводы:

Рубаха туникообразного покроя с округлым вырезом горловины и/или нагрудным разрезом, завязанным плетеным шнурком - наиболее древний вид женской одежды. Рубаха-платье может быть самостоятельным видом одежды, может дополняться поясной одеждой.

В качестве поясной одежды могут выступать штаны и/или юбка (в широком смысле).

Следует отметить как наиболее древние следующие особенности костюма: туникообразный покрой плечевой одежды, простой крой с оптимально-безотходным использованием ткани, использование в качестве завязок плетеных шнурков, дополнительная обработка швов красной нитью. У некоторых народов обращает на себя внимание длина рукава - ниже кисти.

В качестве интересной и на наш взгляд важной детали необходимо выделить особенности обработки срезов поясной одежды: верхний срез отогнут наружу, нижний - внутрь.

Таблица 1

Характеристика видов женской одежды некоторых народов Евразии

Народ

Нижняя наплечная одежда

Поясная одежда

Верхняя одежда

Примечание

Восточно-славянские народы (русские, белорусы, украинцы)

Рубаха. Наиболее архаичная форма - туникообразная с вставками по бокам, длинными рукавами, скрывающими кисти рук

Понева, плахта, запаска - виды одежды, восходящие к древнейшей нешитой поясной одежде

Сарафан - вид одежды, надеваемой поверх рубахи, различные типы сарафана восходят к разным типам одежды

Наиболее древние формы - рубаха с рукавами ниже кистей и нешитая поясная одежда. Обязателен пояс, ворот у рубахи завязывается шнурком

Башкиры

Рубаха туникообразная широкая с нагрудным разрезом, завязывающимся шнурком и очень широкими рукавами

Штаны с широким шагом - простейшего универсального для обоих полов кроя

Распашная одежда туникообразного покроя (не имеющая швов на плечах)

Исследователи отмечают большое количество одежды из материалов животного происхождения - кожи, шерсти, сукна, войлока

Татары

Рубаха. Наиболее архаичная форма - туникообразная без плечевых швов с вшитыми расширяющимися книзу рукавами

Штаны простейшего кроя из двух штанин без боковых швов с прямоугольной вставкой

Туникообразная распашная одежда с прошитыми красной нитью швами

Наиболее древние формы одежды у татар довольно рано вышли из употребления, поэтому сохранились в единичных экземплярах

Среднеазиатские народы

Рубаха туникообразная с нагрудным разрезом и вырезом по линии плеч, завязывается шнурком

Штаны широкие, с низкой мотней, закрепляются на теле шнурком

Халат - шьется по той же схеме, что и рубаха, только со сквозным разрезом спереди

Штаны по верхнему срезу подшиваются наружу, по нижнему срезу - внутрь.

Жители Горного Алтая эпохи раннего железного века (по материалам Пазырыкских курганов)

Рубаха с прямыми плечами, вшитыми прямыми длинными, скрывающими кисти рукавами, длиной до колен

Юбка из поперечных сшитых полос ткани с одним боковым швом, штаны зауженные книзу

Шубы и короткие войлочные кафтаны

Юбка по верхнему срезу подшита наружу, штаны - по верхнему срезу - наружу, по нижнему - внутрь, швы обработаны красной шерстяной нитью