Земская реформа в Коми крае 1864 года

курсовая работа

1.2 Проведение в Коми буржуазных реформ 60-70-Х гг. XIX, а также краткое описание истории развития народности Коми края в публикации отечественных авторов

В 1838-1841 была проведена реформа П.Д. Киселёва, касавшаяся управления государственными крестьянами. Целью этой реформы было усиление надзора за крестьянами, создание сильного управленческого аппарата в волостях. Во главе этой пирамиды стояло созданное в ходе реформы министерство государственных имуществ. Государственные крестьяне получили права на участие в сельских и волостных сходах, где решались вопросы местного самоуправления, на перечисление в купеческое и мещанское сословия, на обучение детей в общих учебных заведениях, на занятие торговлей и ремеслами и т.д. Это д.б. сгладить конфликты, зревшие м.крестьянством и властями. Однако реформа П.Д. Киселёва не достигла своей цели. В 1861 в России начался период буржуазных реформ, которые, хотя зачастую с опозданием и не в полной мере, но все же осуществлялись и в Коми крае. 19 ФВ 1861 -. император Александр II подписал знаменитый манифест об отмене крепостного права. В Коми крае крепостных было немного - чуть более полутора тысяч человек, приписанных к Серёговскому и сысольским заводам. Они получили юридическую свободу и все права, которыми пользовались государственные крестьяне. В пользовании бывших крепостных сысольских заводов в 1863 сохранялись небольшие земельные наделы, за которые нужно было отработать на заводах семь лет. В 1869 они получили дополнительные наделы (уже по высшей для губернии норме); за пользование ими нужно было платить оброк. Бывшие государственные крестьяне по закону от 24 НЯ 1866 д.б. получить земельные наделы в собственность, но этот закон не был проведен в жизнь, и крестьяне остались лишь пользователями принадлежавшей государству земли. Шмурло Е.Ф. История России 862 - 1917 г.г. М., 2000. - 85 стр.

18 ЯН 1866 - принят закон "О преобразовании общественного управления государственных крестьян...". Согласно новому закону, управление крестьянами переходило в руки Министерства внутренних дел. По закону, мировые посредники д.б. выбираться из дворян. Но в Коми крае их было крайне мало, поэтому губернатор назначал посредников из числа чиновников-разночинцев. 1882 - мировых посредников заменили чиновники по крестьянским делам (по одному на уезд). Закон о земских начальниках способствовал "усилению в деревне административно-полицейской власти". Крестьянское самоуправление "закрепляло сословную неполноправность и замкнутость пореформенного крестьянства. Являясь низшим звеном аппарата управления, оно целиком зависело от вышестоящих его звеньев, от царской администрации и полиции" ("История Коми АССР". - Сыктывкар, 1981). Важной реформой стало введение земств. 1 ЯН 1864 вышло положение о создании новых органов местного самоуправления. Это были губернские н уездные земские собрания и управы, в выборах которых участвовали представители всех сословий. Земских гласных (т.е. депутатов собраний) избирали на три года, членов управ избирали из числа гласных на тот же срок. Земские собрания созывались на несколько дней один-два раза в год, управы работали постоянно. В к.1866 - н.1867 состоялись первые выборы в земские собрания в Усть-Сысольском и Яренском уездах. Открылись они в 1869 (в Печорском уезде земства были введены только в 1917). В состав земских органов Коми края вошли купцы, зажиточные мещане и крестьяне. Этим местные земства отличались от земств др.губерний России, в составе которых было много дворян. Земства были образованы для руководства местным хозяйством, просвещением и здравоохранением. Их деятельность контролировалась губернатором, который мог отменять решения земских собраний. Земские органы, несмотря на ограниченные финансовые возможности, многое сделали для открытия в Коми крае школ, библиотек-читален, больниц и фельдшерских пунктов, строительства и ремонта дорог, организации почтовой связи и содержания почтовых станций, улучшения организации сельскохозяйственных работ, развития местных промыслов и др. 16 ИН 1870 - опубликован закон о городском управлении в России. В с.1870-х - проведена реформа городского управления в Яренске и Усть-Сысольске. Все, кто платил в городскую казну определённые налоги (купцы, зажиточные мещане и крестьяне), получили право выбирать и избираться в городские думы. Дума создавала свой исполнительный орган - городскую управу, которую возглавлял городской голова. В 1864 была проведена судебная реформа, провозгласившая бессословность суда, независимость его от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса и т.п. Мелкие уголовные и гражданские дела рассматривались в уездах и городах мировыми судьями, которые избирались уездными земскими собраниями и городскими думами и д.б. иметь юридическое образование. Более сложные дела передавались в окружные суды с участием присяжных заседателей. Осенью 1882 судебная реформа была осуществлена в Яренском и Усть-Сысольском уездах. В 1888 судебная реформа была проведена в Мезенском уезде. Но и после реформы сохранились некоторые пережитки прошлой системы - в частности, особые волостные суды для крестьян. К середине XIX века феодально-крепостническая система хозяйства России оказалась в состоянии острого кризиса. 19 февраля 1861 годы Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В коми крае основную массу крестьян (98,6 % от общей массы) составляли государственные, на которых главные положения реформы 1861 года распространялись законами от 18 января и от 24 ноября 1866 года. Они из ведения Министерства государственных имуществ передавались в ведение Министерства внутренних дел. Крестьянские сословные учреждения (сельские и волостные сходы и должностные лица, волостные правления и волостные суды) были подчинены органам правительственно-дворянского надзора в лице мировых посредников, управлявших мировыми участками. Над мировыми посредниками стоял уездный съезд мировых посредников, а над ним - губернское по крестьянским делам присутствие. На территории Коми края было образовано 5 мировых участков - по два в Усть-Сысольском и Яренском уездах и один - в Печорском. Ввиду малочисленности дворянства мировые посредники здесь назначались губернатором преимущественно из числа чиновников-разночинцев, а не выбирались из дворян, как требовал закон. Пользуясь известной самостоятельностью и бесконтрольностью со стороны губернских властей и являясь, таким образом, полными хозяевами судеб крестьянского населения, мировые посредники чинили произвол и насилие, занимались вымогательством. В 1882 году мировые посредники в Коми крае были заменены особыми чиновниками по крестьянским делам. Вопрос о поземельном устройстве государственных крестьян определялся законом от 24 ноября 1866 года, но на территории Коми края остался практически нерешённым. Выдача крестьянам документов на право владения землёй были отложены на неопределённое время. К моменту проведения крестьянской реформы в крае, кроме государственных крестьян, имелось небольшое количество крепостных крестьян, заводских крепостных людей. На основе реформы произошло определённое уравнение правового положения всех категорий крестьян. Заводские крепостные получили такое же общественное управление, как и бывшие государственные крестьяне.

На основе введённых в январе 1863 года уставных грамот в пользовании заводских мастеровых были сохранены усадьбы и покосы. За эти маленькие наделы они обязаны были отработать на заводе 7 лет. Крестьянская реформа в Коми крае, как и по всей стране, была проведена с сохранением многочисленных остатков крепостничества. Провозглашение юридической свободы и создание единой системы управления для всех категорий крестьян не принесло им действительного освобождения. Было закреплено сословное неполноправие и замкнутость пореформенного крестьянства. 1 января 1864 года в России проведена земская реформа согласно которой создавались выборные от всех сословий органы местного самоуправления - губернские и уездные земские собрания и управы. Их избирательная система строилась на буржуазном принципе имущественного ценза. Функции земских учреждений ограничивались местными хозяйственными вопросами. Великие реформы в России. 1856--1874: Сборник/Под ред. Л. Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. -- М., Изд-во МГУ, 1992. -- 336 с.

20 ноября 1864 года были утверждены новые судебные уставы, провозгласившие основные принципы буржуазного права: бессословность суда, независимость суда от администрации, гласность и состязательность судопроизводства и т.д. Была упрощена структура судов. Но остались некоторые старые порядки: сохранены ведомственные суды для духовенства и военных, волостные суды для крестьян, образовательный, имущественный и другие цензы. В Коми крае эта реформа не была проведена на общих основаниях. 16 июня 1870 года был издан закон о новом городском общественном управлении, по которому городские думы, состоявшие ранее из депутатов от сословных групп, стали избираться на основе имущественного ценза. В Коми крае новые органы были созданы в Яренске и Усть-Сысольске. Деятельность городских дум, как и земских учреждений, ограничивалась вопросами местного хозяйства и находилась под контролем нуберноской администрации и МВД.

Лыткин Георгий Степанович - коми учёный, этнограф, писатель. писал стихи на коми языке, делал переводы с коми, калмыцкого и др.языков на русский. Из литературных материалов в книгу "Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык" включено "Жизнеописание святого Стефана, просветителя зырян", составленное в упрощенном виде из "Слова о жизни и учении святого Стефана, бывшего в Перми епископа" Епифания Премудрого с привлечением материалов из "Истории государства Российского" Карамзина Н.М., "Истории России" Соловьева С.М., "Четьи-миней" митрополита Макария и др.произведений. В таком виде жизнеописание затем было переведено на коми язык. один из первых собирателей, публикаторов и исследователей ценнейших памятников письменности, фольклора, истории и литературы коми и калмыков, как один из первых переводчиков с коми и калмыцкого языков на русский, как исследователь коми, удмуртского, мордовского, калмыцкого и др.языков Лыткин Г.С. доказал, что и представитель "малого" народа России в состоянии сыграть заметную роль в развитии культуры своего и др.народов. Лыткин Г.С. - автор первых стихотворений на коми языке, переводов на коми язык "Жития Стефана Пермского" Епифания Премудрого, произведений Пушкина А.С., сказок и песен для детей из книги "Родное слово" Ушинского К.Д. (2 МР 1824-3 ЯН 1871), многих церковных сочинений. Чисталёв Вениамин Тимофеевич [8(20).10.1890, с. Помоздино-- 13.10.1939, Сыктывкар], коми советский писатель. Родился в крестьянской семье. Учительствовал. Первые литературные опыты относятся к дореволюционному времени. В пейзажной лирике Ч. воспел коми край. Автор поэмы «В дни преображения земли» (1927) о героике социалистического строительства на Севере, первых очерков и рассказов на коми языке; переводил произведения русских писателей. Куратов Иван Алексеевич [6(18).7.1839, с. Кибра, ныне с. Куратово-- 17(29).11.1875, г. Верный, ныне Алма-Ата], коми поэт, лингвист, основоположник коми литературы. Его заветной мечтой было служить народу в борьбе против социального и национального угнетения. К. вывел галерею народных типов, с острым сарказмом нарисовал угнетателей народа -- мироеда-кулака, чиновника, попа, монаха; с сочувствием воспроизвёл беспросветную долю задавленного ими труженика. Поэту дороги борцы за народное дело. К. переводил на родной язык стихи русских поэтов и классиков мировой литературы. В 1856 г. практически весь Европейский Север России объездил известный автор второй половины XIX в. С.В.Максимов. В том числе он посетил и ижемских коми. Путевые впечатления от этой поездки, содержащие ценные этнографические наблюдения, были изложены им в книге "Год на севере". Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. -- М., Юристъ, 2004. -- 797 с. Посетил Коми край и известный писатель-народник, уроженец Великого Устюга П.В.Засодимский, В своем путевом очерке "Лесное царство", впервые опубликованном в 1878 г., он описал свое путешествие и при этом дал довольно подробные описания основных хозяйственных занятий и многих явлений традиционной культуры и быта народа коми. В частности П.В.Засодимский кратко охарактеризовал народные верования, описал некоторые церковные календарные праздники, обратил внимание на представления о колдовстве. Очень импонировало П.В.Засодимскому отмеченное им у коми народа особое отношение к лесу. Из других русских авторов можно отметить А.В.Круглова, который в 70-80-е гг. XIX в. опубликовал около десяти очерков, посвященных традиционной культуре народа коми, широко используя при этом материалы своих предшественников. Наиболее крупными и содержательными из них были вышедшие отдельными изданиями "Лесные люди" и "Лесное царство". В названных работах имеется ряд ценных наблюдений автора, показывающих достаточно хорошее знание им коми быта. К сожалению, ценность фактического материала значительно снижается попыткой автора изложить его сугубо литературным языком и при этом попутно дать свою интерпретацию. Василий Петрович Налимов стал первым профессиональным коми этнографом. Наблюдения В.П.Налимова над верованиями, бытом и фольклором коми. Основные научные интересы В.П.Налимова сосредоточились на этнографическом изучении финно-угорских народов. Уже в 1903 г., когда он еще был студентом, в "Этнографическом обозрении" появилась первая серьезная научная статья Налимова о верованиях народа коми. Он пересказал народную легенду о могучем колдуне Шыпиче, в другой - под названием "Мор" и "Икота" у зырян" рассмотрел некоторые народные представления о причинах рождения неполноценных детей и способах их магического исцеления.

Делись добром ;)