2.2 Изображения оленя в орнаменте
Олень наиболее характерен для вышивки очелья сорок русского и соседнего карельского населения верхней Волги. Олени (или лоси) расположены по сторонам центральной оси - дерева и подчинены геометрическому строю орнамента. При этом можно выделить несколько разновидностей этого узора:
1) туловище животного построено на ломаных линиях, образующих острый угол внизу и соответственно треугольную выемку на спине, ноги согнуты, на голове - основной признак оленя - рога, несколько закинутые назад. Поза животного как бы застывшая (приложение А, рисунок 6, а);
2) сходная с первой, но спина оленя выпрямлена;
3) с прямоугольным туловищем и прямыми, лишь на концах загнутыми ногами и с одним рогом. Нередко олень вписан в ромбическую сетку, составленную из геометризованных деревьев, соединенных друг с другом (приложение А, рисунок 6, б).
Узор из оленей в Весьегонском уезде назывался безголовый конь. Геометризованный, заключенный в ромб, олень именовался также богатка в конек или богатка (возможно, потому, что являясь центральной частью узора, он нередко покрывался золой или серебряной нитью, а остальная часть вышивалась шерстью, косым стежком) (приложение А, рисунок 7, а).
Дальнейшая геометризация оленя привела к мотиву какого-то другого четвероного животного, чаще всего вписанного в ромб или расположенного по бокам центральной оси или ритмично заполняющего очелье сороки. Одна из разновидностей оленя скорее напоминает лося по широким рогам и широкой нижней губе. В русских вышивках он встречается на полотенцах, исполненный техникой креста (приложение А, рисунок 8, а). Более характерен он для сорок соседских карелов.
В Подвинье и других северных районах трактовка мотива оленя нередко идентична трактовке его в верхневолжских узорах. Но имеются и несколько иные его изображения (приложение А, рисунок 9, д, е, з). Например, в Подвинье отмечен мотив лося, лосихи-оленихи, выполненный в технике строчки.
Кроме прямолинейного геометрического узора с оленями, имелись другие его изображения, выполнявшиеся строчкой в мягких контурах. Олени расположены по сторонам цветущего дерева. Рога оленя как бы слились и даны в виде елочки (приложение А, рисунок 10, б). Типологически этот узор не может быть поставлен в один ряд с рассмотренными выше строгими и торжественными образами животных.
Олени в строчевых подзорах наиболее реалистичны. Плавно обрисованные контуры оленя, его рога близки по своему рисунку к изображениям этих животных в иллюстрациях к рукописям XVI - первой половины XVII веков.
Своеобразна вышивка с изображением оленей, слившихся корпусами, из Новоладожского уезда Петербуржской губернии (приложение А, рисунок 10, а). По-видимому, здесь сохранился один из древних образов. О его древних истоках могут свидетельствовать и водоплавающие птицы, сросшиеся хвостами, помещенные под оленями. «Всадник» на спине оленей представляет, вероятно, одну из трансформаций деревца или другого растения.
- 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫСЛОВ
- 2. ЗООМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ
- 2.1 Орнитоморфный орнамент
- 2.2 Изображения оленя в орнаменте
- 2.3 Изображения коня в орнаменте
- 2.4 Изображения льва или барса в орнаменте
- 2.5 Изображение змеи и лягушки в орнаменте
- 2.6 Изображения других животных в орнаменте
- 2.7 Тератологические мотивы в орнаменте
- 3. ТРАКТОВКА ОРНАМЕНТА
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- II. Основные виды народного и профессионального декоративно-прикладного творчества
- Тема: «Истоки и современное развитие традиционных народных художественных промыслов России (Гжель)».
- Виды народных промыслов России. Их характеристика
- 18. Виды декоративно-прикладного искусства, народные промыслы в России
- 6.4. Методика организации и проведения уроков декоративно-прикладной деятельности и конструирования. Комплексный подход в преподавании народного декоративно-прикладного искусства
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Художественные промыслы и ремесла