logo
Духовная культура древних германцев

§3. ПАНТЕОН БОГОВ

Преобладающей формой древнегерманской религии в эпоху соприкосновения с римлянами был, по мнению А. С. Токарева, культ племенных богов-покровителей и племенных святынь. Там же. С. 219. В качестве последних чаще всего почитались священные рощи, о которых сообщают римские авторы, и, в частности, Тацит, сообщающий о священной роще, Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 39 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 337. которая находилась, по данным современных исследователей, на острове, где ныне расположен Копенгаген, или на одном из близлежащих островов. Бобович А. С. Комментарий к «о происхождении германцев и местоположении германцев» // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 634.

Из племенных божеств-покровителей известны лишь немногие, по преимуществу те, которые стали богами целых племенных союзов. Тацит упоминает следующих племенных богов: Танфан, богиня марсов и родственных им племен; Тацит К. Анналы, I, 51 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 27. Бадугенн - богиня фризов; Там же, IV, 73. Нертус - богиня-покровительница союза семи племен Ютландского полуострова, святилище которой находилось на одном из островов; Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 40 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 344. боги-близнецы Алки - у племени наганарвалов. Там же, 43. С. 345.

По поводу Нертус стоит заметить, что некоторые ученые придерживаются мнения, что эта богиня носила хтонические черты, была связана с землей и плодородием, наподобие Геи и др. богинь плодородия; Щепановская С., Веташ В. Астрология и мифология. СПб., 1998. боги-близнецы Алки вообще имеют множество параллелей в мифологии индоарийских народов - литовские братья-близнецы (боги зари), Мифы народов мира. Т. 1.М., 2001. древнегреческие Диоскуры (Кастор и Поллидевк), Гусманов И. Г. Греческая мифология. М., 1998. С. 301. древнеиндийские Ашвины (Насатья и Дасра), ассоциирующиеся с предрассветными и вечерними сумерками. Мифы древней Индии. М., 2000. С. 35.

На нижнем Рейне почиталась богиня Негаления, имя которой известно из многочисленных (26) надписей и изображений; видимо, это было божество батавов. Токарев А. С. Религия в истории народов мира. М., 1976. С. 219.

Однако в это же время формируется и общегерманский пантеон.

М. А. Коган считает, что главными божествами германцев был Вотан, или Водан (один у скандинавов) - бог неба, создатель людей, бог победы и войны, его супруга Фрея (Фригг у скандинавов) - покровительница брака и семьи, бог Доннар - повелитель грома (Тор у скандинавов) - главные божества ряда германских племен. Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918 года. М., 1959. С. 10.

Это подтверждают и данные лингвистики: имена языческих богов сохранились в названиях дней недели у германских народов Европы: Donnerstag - день Доннара (четверг) у немцев, Torstag - у шведов; Freistag - день Фреи (пятница) - у немцев, Friday - у англичан, Fredag - у шведов; Wednesday - день Вотана (среда) - у англичан. Там же.

Вероятно, о воинственном боге грома Донаре говорит Тацит, сообщая следующее: «Говорят, что Геркулес побывал и у них [германцев], и, собираясь сразиться, они славят его как мужа», с которым никто не сравнится в отваге». Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 2 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 328. С тем, что здесь имеется в виду именно Донар, согласен А. С. Бобович, составитель комментариев к «О происхождении германцев и местоположении германцев». Бобович А. С. Комментарий к «О происхождении германцев и местоположении германцев» // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 631.

На наш взгляд, это мнение вполне обоснованно, так как можно провести немало мифологических параллелей между Геркулесом и Донаром; конечно, более обоснованно здесь можно было бы говорить об их тождестве, если бы Донара Тацит назвал Юпитером (богом-громовержцем в Древнеримском пантеоне); однако можно предположить, что, в отличие от «царственного» античного Зевса-Юпитера, древнегерманский Донар имел больше «боевых», «воинских» функций, совпадая во многих чертах с богом войны Аресом-Марсом, что объясняется, несомненно, милитаристским характером древнегерманского общества.

По сообщениям Тацита, древние германцы также славили порожденного землей бога Туистона Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 2 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 328. (возможно, бог неба, поскольку именно небо выступает обычно в роли одного из демиургов в большинстве религий; кроме того, похожий сюжет мы находим в древнегреческой мифологии, в мифе о рождении Геей (Землей) Урана (Неба)) Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. Калининград, 1996..

Интересен миф о гибели прекрасного Бальдера - бога весны и плодородия - от коварного излого Локи; по наущению последнего Бальдер был убит стрелой, сделанной из безобидной ветки омелы. Ассоциации с древнегреческим Адонисом, шумерским Думмузум, древнеегипетским Осирисом очевидны. Однако Дж. Фрэзер истолковывает этот миф более глубоко: как знак связи культа плодородия с почитанием дуба и его паразита - омелы, в которой будто бы магически заключена жизнь демона плодородия. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1980.

Конечно, здесь мы упомянули далеко не о всех богах и охарактеризовали далеко не все космогонические мифы, а только самые характерные для древних германцах. Однако и на основании сказанного можно заключить, что религия древних германцев имела много общего с другими религиями древнего мира, что, несомненно, объясняется их общими индоевропейскими корнями.