Анализ орнаментального декора (по видам народных промыслов)

курсовая работа

2.1 Орнитоморфный орнамент

Птица - один из любимых и наиболее распространенных образов русской северной вышивки. Чаще всего образ птицы обобщен, в нем трудно определить ее вид (приложение А, рисунок 1). Птицы изображаются в сложных архаических сюжетах, являются важными атрибутами женской фигуры, как бы дарующей их спутникам, помещаются на корпусах коней и под ними, а нередко как бы пронизывают всю композицию, украшая платье женщины или строение внутри и снаружи. На некоторых вышивках помещалось до 40-60 изображений птицы (приложение А, рисунок 2).

Из птиц составляют самостоятельные узоры в разных композициях: в виде ряда, где они ритмично следуют одна за другой, часто в виде трехчастной композиции с деревом (кустом, растением или розеткой) и с женской фигурой в центре; нередко они просто повернуты друг к другу и смыкаются клювами или же, наоборот, хвостами. Весьма характерен мотив дерева с сидящими на нем птицами (приложение А, рисунок 3).

В костромской вышивке такой узор называется ягодник с птахами.

Птицы включаются в орнаментальную сетку (диагональную или прямую), сочетаясь с ромбическими фигурами или же с розеткой (приложение А, рисунок 1, з). Весьма примечателен мотив птицы с птенцами. В заонежской вышивке имеется мотив пава с павенком. В некоторых вышивках Заонежья и Петербургской губернии внутри птиц изображены одна или две птицы - птенцы (приложение А, рисунок 4).

Нередко на туловище птицы в шестигранных или квадратных медальонах помещают по маленькой птичке. Возможно, что это было не только орнаментальным приемом, подчиненным задаче разбивки большой плоскости рисунка, но и имело смысловую нагрузку. Иногда маленькая птица помещена на корпусе птицы и под ней. Большую птицу иногда сопровождает в бордюрах узор из ряда птиц, меньших по масштабу, представляющий как бы птицу с выводком (приложение А, рисунок 5). Этот мотив явственно выступает в одной из архангельских вышивок - пава с семьей, где птица окружена птенцами. Птица часто изображается несущей что-либо в клюве - веточку, кружок, звездочку, иногда червяка.

Узоры из птиц выполнялись всеми видами вышивальной техники и в разных масштабах: фигуры птиц были от 1 до 40 см высотой. Бордюры из птиц особенно характерны для вышивок Новгородской и Олонецкой губерний.

Во многих орнитоморфных образах все же явственно можно определить породу птиц: выделяются водоплавающие птицы, достаточно ясны петухи и куры, павлин, хищники - особенно орел и др. Также в вышивке можно различить парных голубков, сидящих на ветках или летящих среди цветочных узоров золотошвейных и тамбурных вышивок, на строчевых подзорах XVIII-XIX вв. Изображения совы или филина встречаются изредка в строчевой и золотошвейной вышивке.

Делись добром ;)