logo
Волжская болгария в IX-XIII вв.

4. Внешнеполитические связи. Волжская Болгария и Русь

Вслед за установлением торговых связей Волжская Болгария налаживала и политические связи со многими странами и народами.

В начале X века Болгария установила политические связи с огузами, Хорезмом и Багдадским халифатом, а затем с Саманидским государством в Средней Азии. Возникли и укрепились культурные связи с южными и юго-восточными народами, что благотворно влияло на развитие болгарской культуры.

Тесные экономические, культурные и политические взаимоотношения Волжская Болгария имела с Русью. Между ними велась оживленная торговля. В Болгаре существовали фактории русских купцов. Имеются сообщения о заключении между Киевской Русью и Болгарией в 1006 году торгового договора. Незадолго до заключения этого договора, в 986 году, болгары предлагали киевскому князю Владимиру принять ислам, но Владимир отверг это предложение.

Мирные экономические и культурные связи нарушались войнами, что было обычным для того времени. Во второй половине X века киевские князья совершили несколько походов на Волжскую Болгарию. С конца XI века начались военные столкновения Болгарии с Северо-Восточной Русью. Противоречия между ними возникали из-за земель по Оке и ее притокам. Кроме того, в это время широкий размах приобрела добыча пушнины на Севере и торговля с Востоком. А в этой области Болгария чувствовала все возрастающую конкуренцию Северо-Восточной Руси. Столкновение интересов приводило к военным походам с обеих сторон, причем вначале борьба шла с переменным успехом. В борьбе против наступления владимиро-суздальских князей на стороне болгар участвовали зависимые от них марийские, удмуртские и мордовские племена.

Успешное наступление Владимиро-Суздальской Руси на болгар начинается походом 1120 года. В дальнейшем был совершен ряд походов с обеих сторон. В XII веке вследствие частых походов русских войск болгары вынуждены были перенести свою столицу в Биляр, расположенный в восточной части государства, на реке Малый Черемшан. Владимиро-суздальские князья ходили на болгар в 1164, 1186 и 1205 годах.

Тяжелые последствия для Болгарии имел поход русских князей в 1220 году. В результате этого похода полностью был разрушен Ошель -- центр племени эсегель, город, к которому тяготели южные районы Чувашского Поволжья. После этого Ошель уже не восстанавливался.

После похода 1220 года болгары трижды посылали своих послов к русским князьям, пока последние в 1224 году не согласились на заключение мира. Перед монголо-татарским нашествием Северо-Восточная Русь и Волжская Болгария установили добрососедские отношения. В 1229 году мир был подтвержден и состоялся обмен пленными.

Войны -- одна из форм взаимоотношений между Болгарией и русскими княжествами. Они сменялись длительными периодами мирных отношений. Между Болгарией и русскими княжествами существовали не только оживленные торговые, но и довольно прочные политические связи, закрепляемые браками между русскими князьями и болгарской знатью. Известно, что жена князя Андрея Боголюбского была болгарка.

Связи между русскими княжествами и Болгарией имели своим следствием влияние русской культуры на болгарскую, а последней -- на русскую.

5. Материальная и духовная культура

К X веку болгары в основном вели оседлый образ жизни, кочевой быт сохранялся лишь как пережиток. Небольшая часть болгарского населения жила в городах, а преобладающее большинство -- в деревнях.

Не только в сельской местности, но и в городах почти все строения были деревянными. Арабский писатель X века ал-Истахри сообщает, что в Болгаре и Суваре у горожан «дома деревянные, служат им на зиму, а на лето они расходятся по войлочным юртам». Мукадесси, писавший в 985 году, отмечает, что строения Болгара из дерева и камыша. В географическом словаре Якута (1178--1229 годы) указывается, что «болгары строят свои дома только из дерева, одно дерево кладут на другое и соединяют их крепкими, тоже деревянными, гвоздями».

Археологические исследования позволили установить, что жилища болгар раннего времени представляли собой хижины из плетня с обмазкой из глины, с применением камыша на кровлю и для настилки пола. Значительное распространение имели деревянные полуземлянки. Наиболее универсальными жилищами являлись срубные деревянные дома. В избе имелись печь, нары, сундуки и другие предметы домашнего обихода. Известны глинобитные прямоугольные печи и цилиндрические печи среднеазиатского типа с купольным перекрытием.

Предметов домашней утвари болгар найдено много. Среди них топоры, ножи, разнообразная медная и глиняная посуда (цилиндрические медные котлы, глиняные кринки, миски, кружки с крышками, кувшины, небольшие глиняные приборы для перца, соли и т. п.). Широко применялась деревянная посуда (миски, ложки и др.).

Письменные источники почти не дают сведений о болгарской одежде. Ибн-Русте ограничивается указанием, что одежда болгар похожа на мусульманскую. Ал-Истахри пишет, что одежда болгар -- длинные куртки. По данным Ибн-Фадлана можно заключить, что болгары носили кафтаны, халаты. Ибн-Фадлан же сообщает, что болгарские мужчины носят шапки. По-видимому, были распространены меховые, парчовые и войлочные головные уборы. Простые люди, вероятно, носили войлочные шляпы, похожие на известные шляпы чувашских крестьян XVIII--XIX веков. Интересно отметить, что старинное женское платье дунайских болгар аналогично белому вышитому платью чувашек средней полосы (анат-енчи), старинные женские головные уборы дунайских болгар (луб, убрус, сокай) близки к головным уборам чувашек тухъя, хушпу и сурбан. Это дает основание полагать, что вышитое белое платье и сходные с перечисленными головные уборы носили также волжские болгарки.

Женские украшения были разнообразны: серьги, височные кольца, ожерелья из пронизок, сделанных из янтаря, стекловидной массы, сердолика, глины, хрусталя, кости и т. п., браслеты, кольца, перстни, на груди -- бляхи, амулеты и др.

Источники упоминают болгарскую кожаную обувь; были в употреблении и лапти, о чем свидетельствуют находки кочедыков.

Растительную пищу болгары готовили из пшеницы, ржи, ячменя, полбы, проса, потребляли также мясо, молоко, мед, рыбий жир и др. Им были известны медовый напиток суджув, напиток из ячменя, по-видимому, пиво, и березовый сок.

Семейные отношения болгар характеризуются господством моногамии. Среди знати допускалось многоженство, которое поддерживалось и исламом.

Языческие верования болгар и сувазов оставались в основном такими же, какими они были у них на Северном Кавказе в VII веке. С возникновением классов и образованием государства культ верховного бога (Сюльди Тора), возникший еще в эпоху военной демократии, получил полное оформление. Верховный бог окружается малыми богами и слугами. Однако древние языческие боги, олицетворяющие силы природы, сохранялись.

В начале X века болгары приняли ислам, который получил распространение главным образом среди феодальной знати, купцов, ремесленников, горожан вообще, отчасти и в сельской местности. Большинство болгар в X--XIII веках оставалось еще язычниками. В 922 году все сувазы отказались принять ислам.

Болгарский язык, близкий к современному чувашскому, в Болгарии являлся государственным.

Ибн-ан-Надим в «Книге росписи наукам» (987--988 год) сообщает, что древние болгары писали на дереве, употребляя иероглифы. С проникновением ислама в Волжской Болгарии распространилось арабское буквенное письмо.

Болгарская культура обогащалась за счет заимствования некоторых элементов культуры финно-угорских племен. Сами болгары оказывали на местные племена большее влияние. Изысканиями ученых в марийском языке обнаружено более 1200 и в удмуртском -- свыше 500 чувашских слов, относящихся к скотоводству, земледелию, средствам передвижения, постройкам, ремеслам, домашней утвари, пище, одежде, торговле, общественному и религиозному быту, названиям родства и т.п. Это свидетельствует о хозяйственных, культурных, и общественно-политических заимствованиях, сделанных марийскими и удмуртскими племенами от болгар в период с VIII по XIII век.