logo
Возрождение казачества Юга России

2.1 Возрождение казачьей культуры Юга России как системного явления

Сейчас, когда прошла эйфория первых казачьих съездов и праздников и можно спокойно и взвешенно взглянуть на результаты двадцатилетнего развития этого процесса, оказывается, что вынутых из старинных сундуков боевых наград прадедов, амуниции и пошива формы явно недостаточно. Сформировать то или иное казачье войско оказалось намного проще, чем осуществить подлинное духовное возрождение. Произошло это во многом потому, что не все руководители казачьего движения достаточно ясно представляли себе сложность и уникальность этого явления в российской и мировой истории и культуре. Ряд казачеств России - донское, кубанское, уральское, терское и др. создали во многом своеобразную культуру, традиционно отличавшуюся высокой духовностью и оказались в своем развитии в ХIХ - начале ХХ в. на стадии субэтносов русского народа. Поэтому основу своеобразия казаков России составляет не наличие тех или иных организационных структур, а традиционная культура, обладающая этнической спецификой.

Казачья культура - это сложнейшее системное явление, весьма самобытное. М.А. Рыблова пишет: «Понятно, что на «сквозняке» Дикого поля удерживались лишь определенные категории населения, обладающие своеобразными культурными стереотипами» Рыблова, М.А. Вольные братства донских казаков: стратегия жизни в «Диком поле» // Сборник тезисов докладов, представленных на ежегодную научную конференцию «“Мужское” в традиционном и современном обществе» (16-18 апреля 2003 г.; организована РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева МК РФ и РАН совместно с Институтом этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая). - М.: Институт этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 2003..

Все блоки и компоненты казачьей культуры взаимосвязаны друг с другом. Этнокультурная, историческая память связана с материальной культурой, топонимикой, фольклором и т.д.; традиционная одежда - с верованиями, обычаями, самосознанием и т.д.; игры - с праздниками, традиционной системой ценностей и др. Невозможно в отдельности возрождать что-либо одно, например, только песенный фольклор.

В настоящее время имеется много народных ансамблей сохраняющих культурные традиции казачества. "Казачий курень", "Донцы", "Лазоревый цветок", "Вольная станица" исполняют казачьи песни и танцы не только на родине, но и гастролируют по всему миру. Они добились всеобщего уважения. Эти ансамбли часто бывают с гастролями в Волгограде. На каждый концерт казаков приходит много людей разных возрастов. Концерты проходят под сопровождение оркестра народных инструментов. Однако некоторые песни казаки исполняют без музыкального сопровождения. Казачья песня - многоголосая, распевная, сопровождается притопыванием, прихлопыванием, присвистом.

На концертах исполняются народные казачьи танцы. Мастерство исполнителей потрясает. Артисты одеты в народные казачьи костюмы: форменные чекмени, кафтаны из синего сукна, шаровары с алыми лампасами, высокие сапоги, фуражки, папахи. На поясной портупее висят шашки. Женщины на голову повязывают цветастые платки. Костюмы состоят из широких длинных юбок и тонких кофт. Все концерты представляют собой яркое красочное зрелище и надолго запоминаются.

Вот уже 18 лет в Волгограде работает "Государственный Донской казачий театр". Он возрождает национальные традиции донского казачества, песенное, танцевальное и театральное наследие. Одно из самых удивительных явлений фольклора донского казачества - народная драма. Спектакль " Я пришел дать вам волю " по одноименной повести В. Шукшина передает дух казачьей вольности, извечное стремление народа к свободе и справедливости. Степан Разин предстает перед зрителями властным и грозным борцом за национальные интересы донского казачества. В репертуаре театра такие спектакли: "Груня - атаман разбойников", "Хуторяне", "Кондрат Булавин", "Чубатые ребяты, или как казачки казаков уму-разуму учили", "Едут, едут по Берлину наши казаки". Эти спектакли созданы для самой широкой публики и охватывают всю историю донских казаков и современные проблемы возрождения донского казачества.

Увлечение историей казачества приобретает массовый характер, люди посещают не только концерты и спектакли, но и являются посетителями музеев и выставок. Конец Х1Х столетия был ознаменован в Новочеркасске торжественным открытием 22 ноября 1899 г. Донского музея. До сих пор он является основным музеем по донскому казачеству. Естественно, что музей во главе с директорм С.А. Сединко активно откликнулся на проблемы возрождения казачества. В музее чаще стали проводиться чисто "казачьи" мероприятия. Среди них можно назвать выставки, посвященные дворянскому казачьему роду Миллеров, участию казаков в Первой мировой войне, "Атаманский портрет ХVIII - ХХ вв." и др. Сотрудники музея подготовили сборник статей "Краеведческие записки" (вып.1-й) по казачьей тематике. В периодической печати стали чаще появляться статьи сотрудников музея на казачьи темы: И. Потапова, Л. Крайсветной, Г. Аликиной и др. Музей дает многочисленные консультации для организаций и населения по истории края и казачества, родословным и многим другим вопросам.

Прекрасные казачьи музеи существуют также в Хоперском округе и в г. Серафимовиче. Там можно глубже познакомиться с национальной одеждой, предметами быта.

Октябрь 1989 г. - создание в Ростове-на-Дону добровольного общества - литературного товарищества "Шолоховский круг" (ок. 40 литераторов, журналистов, издательских работников). Впоследствии "Шолоховский круг" вошел во "Вседонской казачий круг".

В декабре 2009 г. Краснодаре прошло выездное заседание комиссии по организации государственной поддержки и развитию самобытной казачьей культуры, казачьих художественных коллективов и детского творчества. Эта комиссия работает в Совете по делам казачества при президенте РФ. В краевом центре собрались министры культуры, казачьи атаманы, руководители творческих коллективов из нескольких регионов, сотрудники Российского фонда культуры. Гости побывали в детской школе народного искусства и на концерте Государственного академического Кубанского казачьего хора, который усилиями его руководителя народного артиста России и Украины Виктора Захарченко и его сподвижников из чисто концертного коллектива превратился в Центр народной культуры Краснодарского края. Здесь работают не только артисты, но и ученые, занимающиеся исследовательской работой в сфере фольклора и этнографии, организаторы фестивалей и праздников, педагоги.

А затем на заседании комиссии, которое провел ее председатель заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин, кубанцы поделились с коллегами опытом своей работы. Шел разговор и о том, как государство может поддержать этот уникальный творческий коллектив (Кубанский казачий хор готовится отметить свой 200-летний юбилей) и всю казачью культуру страны.

На художественных выставках можно увидеть картины новочеркасских, ростовских, шахтинских, азовских, волгодонских, каменских и др. художников, посвященных Донскому казачеству и истории родного края.

Художник и искусствовед В.И. Кулишов в своей книге «В низовьях Дона» выступает как историк и краевед. Своим трудом автор приглашает читателя к путешествию по донской земле. Знакомит с богатейшим историческим прошлым и современностью древнего степного края его достопримечательностями, природой, поэтическими легендами. Книга рассказывает о казаках с их своеобразным бытом и укладом жизни. Самые крупные главы книги рассказывают о двух столицах Войска Донского станице Старочеркасской («Разжалованный город») и Новочеркасске.

В 1993 г. был восстановлен памятник М.И. Платову, а через 2 года возродился памятник Бакланову.

Творчество новочеркасской художницы Давыдовой Татьяны опирается на духовные традиции казачества. Все травы и цветы Донской земли переплелись ярким узором в её полотнах. Благодаря участию в археологических раскопках и работе в Музее истории Донского казачества, Давыдовой были созданы картины - «Донская вольница», «Битва», «Дикое поле», «Бирючий кут». Большое внимание Татьяна уделяет в своем творчестве декоративно-прикладному искусству. Инкрустированные и украшенные ювелирными камнями доски экспортировались на международной выставке «История казачества в творчестве донских мастеров», посвященной 100-летию Новочеркасского музея истории Донского казачества.

При Новочеркасском клубе художников уже восьмой год существует группа «Мишкинские бугры», всё творчество которой пронизано казачьей темой. Город видел уже шесть выставок «мишкинцев», посвященных родному краю, исторический облик станиц и городов Дона.

В 2003 г. Клуб художников открыл в Новочеркасске выставку в честь 250-летия со дня рождения прославленного героя Отечественной войны 1812 г. Атамана Войска Донского Платова. Она так и называлась «Славим Платова - героя», и получила статус областной, т.к. в ней участвовали со своими произведениями художники почти всех городов области.

Когда только возникло движение возрождения казачества, сразу возникло тесное сотрудничество между казаками и художниками Новочеркасского клуба. По просьбе казаков художники клуба изготавливали вывески станиц, правлений, а также участвовали в оформлении интерьеров, изготовлении казачьей геральдики и атрибутики, писали портреты прославленных донских атаманов по заказу казаков.

Атаман Всевеликого Войска Донского генерал В.П. Водолацкий на внеочередном Круге войсковых казачьих обществ Юга России в городе Пятигорске 30 апреля 2010 г. подчеркнул в своем выступлении: «Я не открою великой тайны, если скажу, что основная масса российского казачества сосредоточена именно здесь, на юге. Удельный вес Донского, Кубанского и Терского казачьих Войск, намного превышает все другие казачьи организации. Так было всегда. И именно на нас всегда равнялись и равняются сегодня казаки не только в России, но и во всём мире» Тезисы выступления Атамана Всевеликого Войска Донского казачьего генерала В.П. Водолацкого на внеочередном Круге войсковых казачьих обществ Юга России в городе Пятигорске 30 апреля 2010 г. // www.russiancossacks.ru. - С. 1.. Далее атаман выделил ряд проблем: «Средний возраст в казачьих обществах приближается к шестидесяти годам. А молодёжь проходит мимо. Неинтересно им, молодым, с бронзовыми, застывшими во вчерашнем дне атаманами. Молодежи нужно движение. Нужно проводить летние православные казачьи лагеря, организовывать поисковые отряды и экспедиции, спортивные соревнования, поездки в другие Войска, фестивали, концерты. Причём организовывать так, чтобы было интересно молодёжи. А чтобы молодым было интересно, именно молодых и нужно привлекать для этой работы. Нужно заниматься воспитанием не отдельных казачат, нужно заниматься воспитанием целого поколения! У нас есть кадетские корпуса и казачьи профессиональные училища. Казачьи школы, классы и даже детские сады. Но их катастрофически мало! Если мы сосредоточимся только на том, что имеем, мы потеряем поколение» Там же. - С. 2..

Во Всевеликом Войске Донском создается целостная система военно-патриотического казачьего образования, позволяющая воспитать настоящих сынов и дочерей своего Донского края. Центральной, стержневой идеей работы с казачьей молодежью является идея патриотизма и служения Отечеству.

Сегодня на территории Войска Донского существует не имеющая мировых аналогов система казачьего образования, включающая в себя:

- свыше 100 образовательных учреждений, реализующих региональный казачий компонент государственного образовательного стандарта общего образования (более 20 тыс. учащихся);

- 8 казачьих молодежных центров военно-патриотического воспитания (более 2000 тыс. обучающихся);

- 50 казачьих спортивных клубов (более 2000 ребят);

- казачье молодежное движение «Донцы».

Гордостью донского казачества являются казачьи кадетские корпуса -- 6 в Ростовской области и 2 в Волгоградской -- это более 1500 воспитанников, которые являются кадровым резервом для Российской Армии и государственной службы.

Основой основ казачьего менталитета является донская культура -- это пласт культуры России, требующий тщательного изучения и обобщения. Сегодня Всевеликое Войско Донское активно работает и сотрудничает с 107 взрослыми и 42 детскими казачьими самодеятельными коллективами, которые являются носителями нашей казачьей культуры, достойно храня вековые традиции казачьего народа. Сохранение и развитие самобытной, неповторимой культуры донских казаков, воспитание у молодого поколения восприятия богатейшего наследия Дона -- все это является одной из основных задач Всевеликого Войска Донского.

В заключение отметим, что если в прошлом существовал естественный механизм воспроизводства культуры, важную роль в реализации которого играли семья, станичная община, казачье войско, то сегодня этот механизм утрачен. Остается один путь - просвещение и обучение детей и взрослых.