logo
Этнос и этнокультура

Заключение

В заключении можно сказать, что исходя из сложившихся традиций в отечественной этнологии можно вывести некие основные положения, лежащие в основе понятия «этнос»: этнос - это социальное объединение людей, ими осознаваемое; этнос формируется только в соответствующих условиях: территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых; этнос имеет свою индивидуальную историю - культурологическую память, закрепленную в традициях, мифах, верованиях, обычаях и т.п.

При всем вышесказанном, этнос является одновременно объектом, субъектом и носителем своей этнокультуры как системы взаимодействия. Именно в этой связи этнокультура становится многоканальной системой взаимодействия, как межличностного, так и межкультурного. Этнокультура, включая в себя ряд структурных элементов (традиции, ценности, нормы, обычаи, ритуалы, нормы), образует систему, которая выполняет в социуме взаимодействующую функцию.

Важнейшими качествами, необходимыми для функционирования любой этнической общности, являются сотрудничество, сплоченность, способность образовывать взаимодействующие отношения. Культурная система ритуала контролирует способы социального взаимодействия людей, вырабатывает стереотипы их поведения. Ряд сфер традиционной культуры регулируются с помощью обычаев - менее строгих стереотипизированных форм взаимодействия, связанных с деятельностью, имеющей практическое, обыденное значение.

Одним из наиболее значимых и универсальных этнических символов является язык. Именно он формирует национальное самосознание. Язык роднит людей, пронизывает их единой национальной психологией и во многом определяет поведенческие нормы.

Особенно важно при анализе этнокультуры определение ее национального содержания, т. к. в любом этносе национальное основывается на общечеловеческом, динамично вбирая в себя культурные ценности многих народов. Национальное - важный и сложный фактор развития общества. Национальные особенности, как и национальная идея, служат прогрессу тем, что разнообразят общественное развитие, способствуют преодолению монотонности его форм и красок, обогащают духовный мир и художественную жизнь этноса. Однако истоки особенного и отдельного берутся во всеобщем. Поэтому нельзя отрывать национально-специфическое от общечеловеческого.

Наиболее важным при анализе этнокультуры оказалось определение основных подходов к ее рассмотрению. Среди наиболее главных были выделены следующие. Аксиологический подход дает возможность сопоставить этносы с позиций доминирующих, приоритетных или наиболее укорененных, устойчивых ценностей в их культуре. Символический подход позволяет увидеть уникальность восприятия каждым этносом окружающего мира, Природы и Космоса и соответственно, своеобразие его мышления и чувственной сферы. Организационный подход обнаруживает специфику устройства коллективной жизни этноса в экономической, политико-правовой, бытовой сфере. Деятельностный подход ориентирует на изучение поведенческой стороны этнической культуры, исследование способов поведения, особенностей поступков типичных представителей конкретного этноса.

Важным, так же, представился анализ понятия «этногенез» как процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. По завершении этногенеза может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.

Исторически различаются два типа этногенеза. Первый относится к этнической истории первобытнообщинного и докапиталистического обществ и завершается образованием народностей (преимущественно в раннефеодальный период). В этногенетических процессах второго типа при сложении современных этнических общностей (например, современных народов Америки) решающую роль играли представители уже сформировавшихся народов и процессы аккультурации. В процессе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются специфические для нового этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик, отличающие его от. У членов новой этнической общности появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание.

Список литературы

1. Алексеев, В. П. Историческая антропология и этногенез. - М., 1989. - 159 с.

2. Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М.,1989. - 263с.

3. Бгажноков, Б. Х. Традиции общения в системе культуры: этническая культура. Проблема сохранения в современном контексте. - М.- Нальчик, 1997. - 257 с.

4. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983 - 412 с.

5. Бромлей, Ю.В. Современные проблемы этнографии. - М.: Наука, 1981. - 391 с.

6. Бузунов, Андрей. Управление этническим конфликтом // Независимая газета. - 1994. - 13 сентября (№ 15). - С. 9.

7. Гарфинкель, Г. Исследования по этнометодологии. - СПб: Питер, 2007. - 335 с.

8. Давидович, В. Е, Жданов, Ю. А. Сущность культуры [электронный ресурс] // Электронная библиотека учебников. - URL: http://studentam.net/content/view/869/26/ (последнее посещение 20.11.2011).

9. Козлов, В. И. Проблемы этнического самосознания и его место в истории этноса // Социологические исследования. - 1974. - № 2. - С. 79-86.

10. Кузьмин, Е. В. Смешение языков // Культурология XX век. Энциклопедия. - М., 1999. - С. 482.

11. Межнациональные отношения в регионах Российской Федерации. - М., 1992. -267с.

12. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 348 с.

13. Пеньков, Б. М. Философские проблемы теории и практики национальных отношений // Вопросы философии. - 1988. - № 9. - С. 40-45.

14. Радклифф-Браун, А. Р. Историческая и функциональная интерпретация культуры и практическое применение антропологии в управлении народами // Антология исследований культуры. - СПб., 1997. Т.1. - С. 634.

15. Рамазан Абдулатипов. Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. - Махачкала, 2005. - 359 с.

16. Франс Боас. Ум первобытного человека [электронный ресурс] // Открытый текст: электронное периодическое издание. - URL: http://www.opentextnn.ru/man/?id=3337 (последнее посещение 22.11.2011).