Этнос и этнокультура

реферат

§ 2. Национальное возрождение и некоторые тенденции развития этнокультуры

Национальное возрождение требует учета этнических особенностей, интересов каждого этноса. Без этого невозможны объединительные процессы, отражающие исторически закономерные и прогрессивные тенденции развития каждой национальной культуры. Раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности культурного процесса имеет большое научно-теоретическое значение в формировании национального самосознания и в совершенствовании межнациональных отношений. Общим для всех народов являются социально-экономические условия. Как и производственные, культурные, семейные они служат основанием формирования общечеловеческой психологии и этнокультуры. Об этом писали В.Е.Давидович и Ю.А.Жданов: «Стоит сравнить формы культуры бытия горных народов, живущих на Кавказе и в Андах, в Гималаях и Кордильерах, чтобы убедиться в том, что особенности ландшафтной среды накладывают печать удивительной сходности на многие черты функционирования культуры. То же можно сказать о народах, живущих в тропиках или полярных районах, жителях океанических островов или обширных степных просторов. Подобное конкретное исследование было бы весьма поучительным. Оно могло бы дать ключ к выяснению этнического своеобразия культур» Давидович, В. Е, Жданов, Ю. А. Сущность культуры [электронный ресурс] // Электронная библиотека учебников. - URL: http://studentam.net/content/view/869/26/ (последнее посещение 20.11.2011).. Сопоставление с другими позволяет выяснить свойственное народам национально-специфическое и общечеловеческое в культуре.

История человечества насыщена многочисленными языковыми и культурными контактами и смешениями различных этнических. Так, изучая культуру различных регионов и народов, зарубежные исследователи социальной антропологии открыли одну важную закономерность, которая до сих пор не была известна. Удивительный парадокс. «В ходе такого рода исследований мы обнаружили, - писал Франц Боас, - что один и тот же обычай, одни и те же представления встречаются у народов, между которыми мы не можем установить никаких исторических связей; вследствие чего мы не можем предполагать их общее историческое происхождение и стоим перед необходимостью решить, не существуют ли какие-то законы, приводящие к возникновению одних и тех же или по меньшей мере похожих феноменов, независимых от исторических причин» Франс Боас. Ум первобытного человека [электронный ресурс] // Открытый текст: электронное периодическое издание. - URL: http://www.opentextnn.ru/man/?id=3337 (последнее посещение 22.11.2011).. Таким образом, как замечает А. Радклиф-Браун, перед этнологией встает важная задача, а именно: исследование законов социальной жизни. «Проявление сходных феноменов в культурных ареалах, не имевших друг с другом исторических контактов, наводит на мысль, что из их исследования мы можем извлечь важные результаты, ибо оно показывает, что человеческий разум повсюду развивается по одним и тем же законам» Радклифф-Браун, А. Р. Историческая и функциональная интерпретация культуры и практическое применение антропологии в управлении народами // Антология исследований культуры. - СПб., 1997. Т.1. - С. 329..

Все это говорит о том, что никогда ни один народ не жил в изоляции и нет такого народа, не впитавшего в себя черты культуры других. В этом заключается приоритет общечеловеческих ценностей, вклада каждого народа в мировую культуру. Об этом верно пишет Р. Абдулатипов: «в целом мировая цивилизация - это результат диалога и созидательного взаимодействия народов, а кавказская цивилизация - важная уникальная составляющая часть этого процесса» Рамазан Абдулатипов. Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. - Махачкала, 2005. - С 356..

В условиях демократии и нравственного очищения нашего общества всемерно возрастает роль субъективных и объективных факторов, среди которых наибольшую значимость в воспитании людей, в формировании их национального и эстетического сознания имеют этнокультурные связи. Они сыграли важную роль в истории горских народов. Передача от поколения к поколению родного языка, характерных национальных черт культуры, быта, традиций, обычаев, извечных чувств привязанности к родному краю - все это обеспечивало многовековое существование этносов, непременным свойством которых является этническое сознание. Национальная психология и национальный характер формируются длительным ходом развития социально-экономических и общественно-политических отношений. Они не передаются по наследству, так как национальный характер - не биологическое, а социальное явление.

Эстетические свойства реальности и процесс их усвоения по законам красоты, особенности географического и социального бытия этносов не могли ни найти отражения в их восприятии и в понимании искусства в самом широком смысле. Духовно-практическая и эстетическая деятельность закреплялась в структуре сознания этих народов - в их национальном и эстетическом самосознании. А оно находило отражение в первую очередь в устном народном творчестве.

На каждом историческом этапе развития активность и самосознание людей проявляется по-разному, особенно сейчас, когда идет коренная ломка всей социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни нашего общества. Вероятно, поэтому и по другим причинам исследователи национальных отношений выдвигают многие факторы, влияющие на ход событий в сфере межнациональных отношений, порой калечащие судьбы народов и их нравственный облик.

Как мы уже говорили, за всю свою историю существования каждый народ выработал и накопил огромные духовные ценности, которые определяются как самобытная культура. Каждый этнос имеет пространственную и временную протяженность, свой генотип, свои биологические и социальные связи, свое обусловленное место на Земле. Без такой взаимосвязи и взаимообусловленности не может существовать ни один народ. Вне всего этого народ исчезает из пространства, теряется его связь с Вселенной. Этноприродная среда - основа существования этноса и его уникальной культуры. Сейчас перед человечеством стоят глобальные проблемы. Не ответив на эти сложные вопросы культуры и искусства, ученые, художники не смогут подняться до социально-философского осмысления общечеловеческого. Поэтому многие писатели и поэты в своих произведениях поднимают глобальные темы в общечеловеческом масштабе, или в отдельно взятой стране. При этом национальная идея, воплощенная в структуре художественных образов, не порождает переживания трагизма реальности, а наоборот придает конструктивность и противостоит разрушению сложившихся социальных и культурных устоев.

Соотношение национального и интернационального в жизни народов обусловлено экономическими, социальными, духовными и политическими факторами. При этом следует учитывать, что национальное включает в себя как национально-специфическое, присущее только этому народу, так и заимствованное у других, но преобразованное в той или иной мере. Национальное не может существовать и развиваться в изоляции, ровно как интернациональное без национального бессодержательно.

В настоящее время одной из главных задач в общественной жизни нашей страны является стабилизация межнациональных отношений и учет этнических особенностей, интересов каждого народа. Историческое желание каждого народа - сохранить свое лицо и свою культуру. Многие годы народы России вели к слиянию наций и народностей. Разными средствами пропаганды убеждали людей в неизбежности этого процесса. Необходимо сохранять национальную самобытность, ибо она определяет уникальность данной общности и способна обогатить другие. Нация - это одна из форм многообразия целостного мира под названием «человечество» Бгажноков, Б. Х. Традиции общения в системе культуры: этническая культура. Проблема сохранения в современном контексте. - М.- Нальчик, 1997. - С. 61. .

Национальная самобытность каждого народа складывалась исторически. Все народы в равной степени способны к культурному прогрессу и внесли существенный вклад в развитие духовных ценностей. Только полноценная и общечеловечески значимая национальная культура гарантирует народ от вырождения, ибо культура, основной выразитель творчества этноса и основная цель исторического развития. «Культура - не только наиболее достойный уровень выражения национального, она дает и наилучшую возможность нам быть понятыми другими народами» Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М.,1989. - 263с..

Каждый этнос в своем историческом развитии выработал соответственно во времени и пространстве этикет. В нем выработаны такие моральные принципы, как учтивость, благожелательность, скромность, уважение старших. Известный этноантрополог В. Г. Бгажноков пишет: «Этикет - ядро, организующий центр этнической культуры и соответственно межэтнического взаимодействия. Этноэтикет - это система моральных представлений ретуализированного общения в стереотипных, изо дня в день повторяющихся ситуаций взаимодействия» Бгажноков, Б. Х. Традиции общения в системе культуры: этническая культура. Проблема сохранения в современном контексте. - М.- Нальчик, 1997. - С. 45..

Делись добром ;)