logo
Этнография в России

1.2 Советская школа в этнографии

Советская школа базировалась как на зарубежных исследованиях, так и на отечественных. Еще Кавелин К.Д. за 10 лет до Э. Тэйлора первым выделил такое понятие, как «пережиток».Следует отметить и Д.Н. Анучина, он первым привлек для решения сложных задач комплексный подход. Также следует отметить произведения В.Г. Богораз, Л.Я. Штернберг и другие.

До революции главным центром изучения народов было Императорское Географическое общество (позднее Русское Географическое Общество -- РГО). С начала XX в. начинает всё более выделяться Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), под руководством В. В. Радлова, музей координировал работу исследователей по всей России, в том числе в Москве и Казани, был крупнейшим этнографическим центром в стране.

Революционное движение оказало большое влияние как на историю в целом, так на этнографию в частности.

Наинают открываться музеи, а также курсы этнографов для изучения национальных окраин. В.Г. Богоразом был создан Музей религии и атеизма в Казанском соборе. 4.

В 1933 году был создан Институт антропологии и этнографии Академии наук СССР, с 1935 г. -- Институт этнографии АН СССР.

Следующий этап связан с академиком Ю.В. Бромлеем, который возглавлял Институт этнографии, при нем была завершена энциклопедия «Народы мира» (1966 г.), « Страны и народы» (1986 г). Ю.В. Бромлей пишет:

Понимание этнографии как науки, изучающей все этносы на всех этапах их исторического пути делает ее ответственной за разработку общей этнографической характеристики народов мира, включающей в себя их историческую этнографию и современное положение… необходимость выявления общего и особенного в этнографической картине мира предполагает исследование не только основных этнических единиц -- самих народов, но и этнических общностей высшего порядка, а также таких межэтнических комплексов, как хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области.

Современная отечественная этнография продолжает учение своих предшественников.