Этнографический уровень изучения межкультурной коммуникации на примере России и Украины

курсовая работа

Введение

Как отдельный человек не может нормально существовать в изоляции от других людей, так и ни одна культура не способна полноценно функционировать в изоляции от культурных достижений других народов. В процессе своей жизнедеятельности они вынуждены постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. В настоящее время практически нет совершенно изолированных от мира культурных общностей, кроме небольших туземных племен, затерянных в самых укромных уголках планеты. Сегодня естественна ситуация, когда любой народ открыт для восприятия чужого культурного опыта и одновременно сам готов делиться с другими народами продуктами собственной культуры. Первоначально понятие "межкультурная коммуникация" было введено в 1950-х американским культурным антропологом Эдвардом Т. Холлом в рамках разработанной им для Госдепартамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах. Межкультурная коммуникация- это, прежде всего, связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации.

Курсовая работа посвящена "Этнографическому уровню изучения межкультурной коммуникации на примере России и Украины". Под этнографическим уровнем мы понимаем народный календарь, обряды жизненного цикла и традиционную материальную культуру.

Россия и Украина объединены одной историей и одной судьбой. Некогда Киевская Русь считалась обеими странами своим историческим предшественником. Страны имеют общую раннюю историю, а Киев нередко называется "матерью городов русских" и рассматривается как колыбель восточнославянской православной цивилизации. После монголо-татарского нашествия на Русь судьбы русского и украинского народов начали расходиться. И уже под давлением германской оккупации Украины в конце Первой мировой войны, захватившие в России власть большевики согласились на отделение Украины от России. Были сформированы границы между обоими государствами, хотя никогда в истории их не существовало, как не существовало чёткой географической границы между территориями расселения украинского и русского народов. Во многих областях население было смешанным, а культурные различия минимальными. Но, не смотря на это, сейчас возникают огромные разногласия между Украиной и Россией, за событиями которых наблюдает весь мир. И что бы данные противоречия сгладить необходимо понимать кто такие украинцы, их менталитет, особенности поведения, которые заложены еще с древности. Именно поэтому данная работа является одной из наиболее актуальных работ на сегодня.

Что бы достичь цели необходимо выполнить ряд задач. А именно:

1. Найти и изучить материал, в котором будет описываться народный календарь, обряды жизненного цикла, материальная традиционная культура Украины и России.

2. Произвести сравнительный анализ на основе собранного материала.

Данный вопрос не был широко рассмотрен в рамках этнографического уровня межкультурной коммуникации на примере России и Украины, но сейчас известно большое количество книг и работ, посвященных этнографическому изучению культуры отдельно как России и Украины, так и восточнославянских племен в целом. Например, изучением восточнославянского жилища занимались немецкие ученые: К. Рамм и В. Герамб. Ряд исторических работ посвященных одежде восточных славян: "История русской одежды" П. Степанова, "Русские исторические одежды" С. Стрекалов, также работы В. Прохорова "Материалы по истории русских одежд и обстановке жизни народной" и "Русские древности". Самая большая подборка материалов по одежде восточных славян содержится в книге Ф. Миллера "Систематическое описание коллекций Дашковского этнографического музея". До самого последнего времени этнографы почти не интересовались хозяйственными занятиями восточных славян. Самым значимым трудом можно считать исследование Д.Зеленина "Русская соха. Ее история и виды. Очерк из истории земледельческой культуры". О русском народном искусстве, которое так тесно связано с материальной культурой, существует очень большой список литературы, однако лишь немногие среди этих работ представляют этнографический интерес. Среди них можно выделить: В. Воронов "Крестьянское искусство", В. Стасов "Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружева"- книга, в которой сделана попытка, полностью возвести русский орнамент к финскому и персидскому. А. Бобринский "Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода".

Предметом исследования курсовой работы является этнографический уровень изучения России и Украины. А объектом этнографический уровень изучения в системе межкультурных коммуникаций.

В данной работе будут использованы такие методы как: описательный, сравнительный, аналитический и ретроспективный.

Курсовая работа состоит из двух глав: народные календарь, обряды жизненного цикла и традиционная материальная культура. Первая глава содержит непосредственно описание народного календаря, а так же обряды, связанные с рождением ребенка, свадебные обряды и обряды погребения. Вторая глава включает в себя такие аспекты сравнения как: национальный костюм, традиционное жилище, национальная кухня, утварь и промыслы.

Делись добром ;)