logo
Этнографические особенности караимов

1.3 Религиозные верования

Караимизм представляет собой синкретичную систему верований, культовых и обрядовых действий, состоящую из нескольких компонентов: верования, близкие к религиозному учению Анана бен-Давида; языческие верования, распространенные в среде кочевых тюркоязычных племен Южной Сибири, Алтая и Хазарского каганата; элементы религиозной практики ислама, воспринятые от народов Ближнего Востока, Турции, населения Крымского ханства. Существует несколько вариантов интерпретации караимизма, его возникновения и развития как религиозной концепции [4, с.41].

Ряд авторов трактует караимизм как иудейскую секту, возникшую в VIII веке в Багдаде и связанную с именем еврея, Анана бен - Давида.

Другая трактовка караимизма как самостоятельной религии с собственной догматикой и обрядностью связанно с представлением о тюркской среде генезиса религиозного вероучения, в частности с Хазарским каганатом.

Каждая из версий выдвигает в качестве аргументы в свою пользу одну из составляющих основ караимизма как стержневую суть религиозного вероучения: либо учение Анана бен-Давида, либо тюркский пласт верований.

Наиболее обоснованной представляется версия, трактующая караимизм как многокомпонентною систему верований, сложившуюся в результате проживания последователей Анана среди тюркоязычного и исламизированного населения Крыма и взаимопроникновения различных традиций [7, с.15].

Караимы признавали Пятикнижие Моисея, читали его и старались в соответствии с законами Моисея выстраивать нормы своей жизни. Они отрицали устные предписания. Традиционно считается, что караимизм оформился в самостоятельную религиозную систему в VIII веке под влиянием религиозного учения Анана с его верой в Единого Бога, в бессмертии души, в пророков и откровения Моисея, Иисуса Христа и Магомета. Традиции этого учения основаны на почитании нравственных заповедей Священного писания, терпимости и свободе верующих в постижении канонов веры и мудрости откровении сообразно своей совести, не полагаясь на мнения других. Мусульманство и православие покровительствовали караям, почитающим Магомета и Иисуса Христа [15, с.7].

Крымские караимы - народ, для которых крымское вероисповедание является национальной религией, унаследованной от своих предков.

Караи издавна чтили Единого Бога Неба (Тэнгри). Тенгрианство с его единобожием и веры в зависимости судьбы от поступков человека облегчило караям понимание нравственных положений Ветхого Завета и принятия учения Анана.

Важным принципом вероучения караев являются любовь к Богу и ближнему, почитания десяти заповедей и других нравственных предписаний Святого Писания. Вероучение основано на милосердии и благотворительности. Заповедь о любви к ближнему воплощается в конкретные дела. Поступками и делами каждый без посредников несет ответственность перед Богом. Добрые дела - форма служения Богу (Тэнгри). Караимы всегда отличались веротерпимостью. Они никогда не испытывали к другим народам религиозной ненависти и никого, кроме язычников, не старались вовлечь в свою веру. Они считали, что всякий, исполняющий законы своей веры в Единого Бога, заслуживает райской жизни [13, с.15].

Начиная с Анана, караимы находились под заметным влиянием богословской школы Асама - абу - Ханифы и восприняли некоторые положения и принципы ислама. До присоединения Крыма к России быт и образ жизни караимов мало чем отличались от мусульманского.

Религия караимской общины на долгие годы изолировала караимов в горном Крыму от других народов и до конца XIX в. затормозила их интеллектуальное развитие. Просветительская деятельность почти всех караимских ученых и философов носила религиозный характер [15, с.36].

Караимская религия проповедует общечеловеческие ценности, выраженные в десяти заповедях пророка Моисея. Своим потомкам предки караимов оставили духовное завещание - "Заповеди предков".

1. Караимы, вы древние жители Крыма, носители уходящей в прошлое уникальной культуры. Берегите ее.

2. Караимы, сохраняйте ваш язык - он связывает вас с тюркскими братьями, крымскими татарами.

3. Мужчины - караимы, будьте мужественны. Помните символы вашего герба: щит и рогатину. Создавайте большие семьи, продолжайте род, не отторгайте стариков, берегите семейные общины

4. Караимы Крыма, заботьтесь о ваших братьях в Галичи и Луцке, Панивежисе и Тракае. Помните, вам легче, вы каждый день видите крымское небо и трогаете крымские камни.

5. Караимы, вы несете в себе следы языка, обычаев и религии других народов; вас создало человечество и обучали много веков татары Крыма, литовцы, русские. Дружите с народами будьте благодарны соседям.

6. Караимы, помните, что ваши гахамы и газзаны сохранили вам веру, землю, общину. Не забудем наших просветителей и, прежде всего, Серая Шапшала.

7. Наши предки гордились тем, что в караимской общине не было нищих. Богатые помогали малоимущим, обогащенные знаниями - тем, кто их не имеет. Следуйте путем добра.

8. Тот, кто ел караимскую пищу, запомнил ее на всю жизнь [15, с.13].

Таким образом религия помогла караимам не раствориться в татарской и литовской среде, сохранить свою целостность, как в этническом, так и в культурном смысле.