logo
Экотуристский потенциал долины реки Аминовка

Введение

Само название "учебная тропа природы" можно понимать как "мы изучаем природу" и как "природа нас учит". А это значит, что прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей.

По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, "каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако, его не всегда пожинают".

С одной стороны, задачей тропы является своеобразный природоведческий ликбез, т.е. расширение у посетителей элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача проводников -- научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в окрестностях тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача учебных троп -- способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

Особенно широко тропы природы позволяют развернуть экологическое образование и воспитание среди молодежи. Хорошо известно, что далеко не всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь и, что еще сложнее, возбудить у каждого чувство ответственности за ее судьбу. "Создавать творцов и покровителей леса еще важнее, чем выращивать сам лес", -- говорил русский писатель Л. Леонов. Этими словами он не хотел умалить практической стороны дела, а лишь подчеркнул огромную роль экологического воспитания в деле сохранения природы.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не дидактически-назидательного, а непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органичного сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы. Опыт свидетельствует, что рекреация и обучение вовсе не исключают друг друга, как это может показаться на первый взгляд. Ведь отдых не синоним безделья. Как правило, отдых это не изоляция от информационной и физической нагрузок, а лишь умело подобранная их смена.

Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха, тропы способствуют и охране природы. Они являются своего рода регулятором потока отдыхающих, распределяя их в относительно безопасных для природы направлениях. Кроме того, тропа обеспечивает возможность соблюдения природоохранного режима на определенной территории, так как облегчает контроль за посещаемостью и выполнением установленных правил.

Отдельные учебные тропы можно объединять в системы, главная задача которых состоит во временном и пространственном регулировании потока посетителей, рассеивании, распределении их по охраняемой территории во избежание перегрузки наиболее привлекательных и поэтому часто посещаемых участков. А создание таких троп в окрестностях заповедных территорий позволит отвлечь от них туристов и отдыхающих, показав им не менее интересные по природным качествам и в то же время вполне доступные места. С этой целью в горной местности, а при большой длине тропы и в равнинных условиях, помимо основной трассы тропы проектируется также одна или несколько вспомогательных, чтобы при необходимости сократить время и снизить сложность прохождения маршрута.

Традиционно тропы прокладываются по буферным зонам вокруг заповедников, рекреационным зонам национальных парков, ландшафтным заказникам. При этом рядом с тропами выделяют защитную полосу. Ширина ее бывает разной. Если тропа проходит через густой лес, достаточно отвести под защитную зону по несколько метров с обеих сторон от нее. Если вокруг разреженный лес или открытое пространство, зону увеличивают до десятков метров. Цель ее создания -- иметь вдоль тропы территорию, свободную от любых видов хозяйственного использования.