logo
Школьный (сельский, поселковый) краеведческий музей

ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»

Пояснительная записка

Школьный музей сегодня все в большей степени становится тем институтом, который позволяет транслировать и укоренять в жизни базовые ценности общества. Через приобщение к отечественной истории и культуре происходит осознание ребенком собственной личности. Музей вызывает интерес к прошлому народа, к памятникам старины. Школьный музей может и должен соединить разорванную связь между поколениями, эпохами.

Школьный музей - это эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи.

Цель программы:

1. Обеспечение условий для формирования мотивации личности к познанию истории родного края.

2. Развитие творческих и интеллектуальн6ых способностей в различных видах музейной деятельности.

Задачи:

Воспитывающие:

- воспитание личности, умеющей наблюдать себя и анализировать окружающую действительность, замечать необычное в обычном, осознающей свое место в историко-культурных процессах;

- воспитывать патриотические чувства через изучение русской народной культуры;

Образовательные:

- приобщение к историческому и культурному наследию своей Родины;

- познакомить с бытом, нравами и обычаями;

Развивающие:

- развивать фантазию и художественный вкус.

Актуальность темы:

- воспитание патриотов своей страны;

- ознакомление с жизнью и деятельностью людей, живших на Малой Родине.

Место программы в системе дополнительного образования школы.

Данная программа является не только источником знаний, но она и расширяет базовый уровень знаний по краеведению. Программа рассчитана на 39 часов и предусматривает занятия с учащимися среднего возраста (5-9 классы). Отдельные темы программы могут быть использованы для экскурсий по области. Занятия проходят во внеурочное время.

Ожидаемые результаты:

- умение вести себя;

- воспитание чувства патриотизма, гордости за традиции;

- знакомство со своей Малой Родиной;

- овладение теоретическим материалом программы.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов всего

Теория

Практика

1. «Милости просим, гости дорогие»

6

6

-

2. Мой край

9

7

2

3.Традиции и обряды края

13

5

8

4. «Забытые странички»

7

6

1

5. Презентация проекта: «Школьный краеведческий музей»

4

4

-

Полугодовая программа, рассчитанная на 39 часов.

Содержание программы

Этапы

Воспитательные задачи

Основные формы и содержание

1. «Милости просим, гости дорогие»

Первое посещение детьми музея. Знакомство с убранством.

2. Мой край

Развитие у детей и подростков семейных ценностей

Посещение местного архива, экскурсия по городу, фотовыставка «Памятные места», встречи с интересными людьми.

3. Традиции и обряды края

Уважение к родной истории, традициям земляков

Беседа с детьми: «Наши традиции», создание коллекции народного женского костюма, показ-выставка: «Наряды моей бабушки», посиделки: «Крещенский вечерок».

4. «Забытые странички»

Развитие у детей и подростков патриотизма

Исследования детей по истории быта: рассказывание по слайдам, просмотр видеофильма о труде, стенгазета с сочинениями детей: «Труд в прошлом и настоящем».

5. Презентация проекта: «Школьный краеведческий музей»

Показ и защита проекта: «Школьный краеведческий музей»

Методическое обеспечение

Программа сочетает разнообразные формы и методы работы с учащимися.

Дидактико-методические особенности программы:

- осуществление работы детей в работе с вещественными источниками;

- развитие умения работать с людьми разного возраста.

Основные методы обучения:

- исследовательский;

- поисковый;

- наглядный;

- словесный.

Формы работы:

- практические занятия с архивным материалом;

- встречи;

- стенгазеты;

- фотовыставки и т.д.