logo
Художественная обработка металла в Туле

2.Развитие металлургической промышленности.

Первые изделия из металла, найденные археологами на русской земле, учёные относят к VI - IV веку до н.э. Там, где стояли когда-то древние городища, в наше время находят и железные предметы, и литейные приспособления. В раскопках городищ среди извлечённых предметов обнаруживают не только украшения из бронзы, но и литейные формы, железные пробойники, зубильца и другие предметы кузнечного производства. Так на Супрутском городище, которое относится к IV - XII вв. нашей эры и принадлежало одному из восточнославянских племён, известному в истории под именем вятичи, наряду с украшениями из бронзы и меди найдены остатки домницы для выплавки железа и железные серпы, топоры, сошники, пряжки, удила и другие предметы.

Примерно в XI веке у вятичей появляются крупные поселения и города, среди которых выделялся Дедославль (ныне Дедилово), где проходили общие сборы - вече, находился князь с дружиной и жило много ремесленников.

На первых порах руду плавили в ямах, затем их заменили печи - домницы. Плавка шла на древесном угле с подачей в горн горячего воздуха, задуваемого с помощью мехов из шкур животных. К концу XVI столетия домницы действовали не только в Дедославле, но и в Туле, Крапивне, Дубне и Веневне. Русская металлургия основательно развилась на Тульской земле, кустарное крестьянское производство железа становится промышленным. Резкий скачок в развитии отечественной металлургии приходится на начало XVIII столетия, когда военные планы Петра I потребовали огромного количества металла. Вокруг Тулы начали вырастать чугунные и железоделательные заводы, строителями и владельцами которых были предприимчивые промышленники из числа казённых кузнецов. Среди них особенно выделился кузнец - оружейник Никита Демидов Антуфьев, прозванный Демидовым.

В 1696 году он получает от Петра разрешение на постройку чугуноплавильного завода при впадении речки Тулицы в Упу. Там возводит четырёхсотметровую плотину, две высокие домны и две молотовые фабрики, где с помощью «водяных» молотов ковались железные заготовки. На «водяных» приводах работали и металлообрабатывающие станки.

На военные цели требовалось всё больше и больше металла. В 1702 году Пётр передаёт казённый Невьяновский завод Демидову, интересы которого с этого времени сосредоточиваются на Урале. Здесь за исторически короткий срок Демидовыми пущено около двадцати металлургических заводов. Демидовское железо «русский соболь» высоко ценилось в Европе. Примеру Демидова последовали оружейники Иван Данилов, Иван Баташов, Мосоловы, Василий Ливенцев, Красильниковы, которые сначала на тульской земле, а потом и далеко за её пределами построили несколько домен и железоделательных заводов, способствуя развитию отечественной металлургии. Так тульский край становится главным металлургическим центром России.

Кузнечное ремесло и сопровождавшее его железное производство в Туле и округе существовали задолго до того как возникла государственная потребность в металле и вооружении. В конце VI века появляются зачатки оружейного производства. Началом же освоения казённого оружейного дела можно считать 1595 год, когда «самопальные» кузнецы были освобождены от податей, земских повинностей и, согласно царскому указу, обязывалось изготовлять казённое оружие. Тридцать мастеров поселилось на дарованной им земле за рекой Упой, и образовали Кузнецкую казённую слободу, которая на долгое время стала родовым гнездом многих талантливых мастеров. Всем знающим кузнечное дело и желающим разрешалось записываться в оружейники и обосновываться в слободе. И уже в 1640 году там насчитывалось около ста мастеров, а к концу века оружейным делом занимались до 300 человек. К этому времени многие из них обладали высокой техникой и создавали высококачественные изделия.

Начинает внедряться пооперационное производство. Увеличивается выпуск продукции. В начале XVIII века оружейники делали 5-7 тысяч фузей ежегодно. К этому времени производство перешло под начало оружейной палаты.

В 1705 году для упорядочения работы кузнецов, с целью централизации и полного подчинения производства государственному контролю Пётр I распоряжается построить в Туле Оружейный двор с 50 горнами для заварки стволов.

Со временем обработка металла совершенствуется. Начинает широко использоваться штамповка, впервые в России применённая на Тульском оружейном заводе. С появлением в середине XIX века порового молота отковываются более тяжёлые и объёмные изделия.

3.Кованые изделия.

Техника ручной ковки - пластической обработки раскалённого железа - известна с незапамятных времён, и кузнечное оборудование - горн, мехи, наковальни различных фасонов, молотки и клещи - почти ничего не изменилось и до наших дней. При помощи этого нехитрого оборудования металл расковывался, плющился, сгибался, растягивался, рассекался, сваривался. Вплоть до XVIII века слесарных приёмов в кузнечном деле не применяли.

На территории России из всех промыслов наиболее широко был распространён кузнечный. Каждый город имел по несколько кузниц, а иногда и великое множество их, если под рукой имелись железные руды.

В архитектуре кованые изделия кузнечных дел мастеров встречаются очень часто. В прошлом они были распространены довольно широко, и, прежде всего на церквях, домах знати, промышленников, купцов, и на общественных зданиях. Решётки балконов, ворот и калиток, оконные решётки и ограждения лестниц, ограды и кронштейны были в основном кованными. Лёгкие и достаточно прочные по сравнению с литыми, кованые решётки имели широкое применение ещё и потому, что в силу распространения кузнечного дела, такие архитектурные изделия, как, впрочем, и любые другие предметы и вещи (к примеру, хозяйственно - бытового назначения), можно было изготовить и быстро, и без особого труда.

И русский классицизм, и русский стиль, и русский модерн получили отражение в архитектурных металлических изделиях.

К числу наиболее ранних кованых изделий относятся различные по назначению ручки, засовы, петли, жиковины, которые со временем становились всё разнообразнее по художественным формам, рисункам.

Широко использовалось кованое железо и на всевозможных решётках для окон и полотнах для дверей амбаров и церквей. Кованые светцы, ухваты, кочерги и другие необходимые в быту предметы и вещи в изобилии изготавливались кузнецами не только для нужд горожан и окрестного населения, но и иногда на вывоз за границу.

Двери в дом и ворота на усадьбу, участок человек украшал издревле и во все времена. Особенно украшались ворота в город, в крепость и двери храмов и богатых домов. Функциональное их назначение - прикрыть от недруга и от непогоды - прозаично. Но с развитием художественного начала в человеке неудержимо прорывается желание украсить окружающее, сработанное его руками, и проявить своё художественное "я". И прежде всего это касалось вещей, предметов быта, построек.

То, что сохранилось к нашему времени из архитектурно - утилитарных кованых изделий, относится в основном к XIX веку, но встречаются изделия и XVIII столетия. Из-за частых случаев пожаров менялось не одно поколение деревянных построек, но очень часто металлические детали со сгоревшего дома ещё долго служили человеку в новом строении. Уже изъеденные ржавчиной ручки и запоры, жиковины и петли кузнечной работы на воротах и калитках старинных построек привлекают внимание и необычностью очертаний, и в то же время своей прочностью, и какой - то надёжностью.

Кованые ручки были чаще всего S - образной формы. Реже встречаются ручки - кольца, которые ещё называют билами, так как такой ручкой можно стучать, то есть бить в дверь.

Всего, конечно, осветить невозможно, потому что кузнечные изделия применялись так широко, что, пожалуй, в стародавние времена трудно было отыскать строение, где бы ни приложил руку кузнец. Архитектурные элементы и детали из утилитарных изделий превратились в поистине художественные украшения, где орнамент композиции кованого металла не только не отделим от конструкции, а даже стремится подчинить её себе, включая в себя целиком.

И сама форма решёток или любых других изделий состоит из узора, где ритм орнамента руководит, направляет изгибы железного прута или полосы, заставляя их виться упругими завитками и спиралями.

Но и металл предъявляет свои требования к рисунку: свойства его, как материала, диктуют свои условия. И их ковалю необходимо хорошо знать. Только тогда и можно добиться подлинного успеха, когда в изделии найдут воплощение и красота, и прочность, и соответствие своему назначению. К этому и стремились мастера кузнечного ремесла.