logo
Формирование культурологических знаний через преподавание декоративно-прикладного искусства. Региональный компонент (на примере семейских Забайкалья)

Глава 1. Исторические корни народных росписей Восточной Сибири, Забайкалья

Сибирские народные росписи - глубоко специфическое и многоплановое явление. Искусство росписи «охватило самые различные и далекие друг от друга деревни Сибири. Росписи имеются в избах, возведенных на северных таежных реках - Ангаре и Енисее, в степных районах Новосибирской и Иркутской областей, на склонах гор Алтая и Урале, Забайкалье», - писал исследователь русского жилища И.В.Маковецкий. Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Забайкалье. Часть II. / Под ред. Маковецкий И.В. - Новосибирск: Издательство «Наука», 1975.

Усилиями искусствоведов и этнографов в 1950-1970 гг. выявлены и охарактеризованы очаги (центры) живописного искусства Урала, Западной и Восточной Сибири, Забайкалья, представляющие, несомненно, разнообразные звенья одной цепи (в культуре). Эти открытия в значительной мере прояснили происхождение некоторых поздних росписей на Алтае, в Приангарье, Забайкалье. Искусство росписи возникало в Сибири всюду, где, начиная с XVIII в. селился русский крестьянин. Обилие леса - строительного материала, богатство и красота сибирской природы дали толчок к интенсивному развитию этого исконно русского вида народного творчества.

«Народные росписи Восточной Сибири тесно связаны с материальной и духовной культурой русских (выходцев главным образом из северных и центральных районов европейской части России) при заметном влиянии элементов юго-западных и украинских. Переплетение стилей и техник, привнесенных из разных областей, а также воздействие бурятского искусства придало своеобразие росписям Забайкалья. Вместе с тем, необходимо отметить, что, несмотря на кажущуюся общность сюжетов и композиционного строя, росписи этих двух регионов различаются как по исполнению, так и по распространенности» - отмечала в своих трудах Г.И.Охрименко. Г.И.Охрименко. Русская домовая роспись Забайкалья. «Этнографический сборник», №2. Улан-Удэ, 1961, стр.127-141.

1.1 Сравнительная характеристика народных росписей Восточной Сибири и культуры древних славян, а также воздействие бурятской культуры на искусство семейских Забайкалья

Значительное влияние на становление поздних крестьянских росписей оказала высокая культура древнерусских и старообрядческих центров, среди которых следует отметить Выголексинское житие на Севере, Стародубье и Ветку - на Западе и керженские скиты - в лесном Заволжье. В Сибирском Зауралье - Туринского, кармацкого. В Восточной Сибири известно о распространении алтайских, бухтарминских, забайкальских домовых росписей живописного типа. Большую жизненность народным декоративным росписям давала гибкая и разветвленная структура ремесла, при которой наряду с локальными центрами производства расписной утвари, удовлетворяющими потребности близлежащей округи, существовали кустарные производства в Тюмени, Тобольске, Иркутске, поставляющие свои изделия за пределы своих регионов.

Исключительное значение так называемых малярных отхожих промыслов, способствовавших в XIX - начале XX в. созданию общерусского стиля крестьянской культуры. Росписи, основанные на мифологическом мировоззрении семейских в жилищах, имели символические значения.

Главным значением был оберег от злых сил, от беды. По мнению древних славян, следовало, так или иначе «обезопасить» свое жилье.

Оберегом служили различные изображения в виде геометрического круга, растительных мотивов самобытных композиций и были глубоко содержательными. И орнаментально-изобразительные системы полны метафорических образов. Содержание декоративных росписей тесно связано с народной культурой, в его основе прослеживаются глубоко гуманистические принципы народной культуры.

В народных росписях широко отразились в художественно совершенном виде не всегда понятные непосвященным людям представление об окружающем мире, о его разделении на три сферы: верхнюю - небесную, среднюю - мир человека, нижнюю - подземный мир.

Как в красочной декорации крестьянского дома, так и в украшении предметов бытовой утвари, орудий труда наиболее выразительной была средняя часть. народные ремесленники, мыслившие также, как и крестьяне-заказчики, и глубоко верившие в символику изображений, превращали среднюю часть любого предмета в цветущий сад, полный иносказательных образов. Языческий смысл росписей хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром ученые считают народные росписи важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов. Радужные или разделенные на сектора круги, многолепестковые розетки, венки были символами солнца и одновременно метафорическими охранителями и благопожелательными знаками.

Цветы на венках букетов, кустов, деревьев воспевали красоту земли, и судя по словам песен старообрядцев, могли быть малыми детушками, а пара птиц - супружеской парою. Птицы на вершине дерева - солнечные вестники, звери у его подножья - охранители. Гармоничность народных росписей, их декоративная выразительность, тесно связанные с крестьянским миропониманием, мировоззрением, опираются на отработанную поколениями мастеров целостную систему художественно-технических приемов, накопленный годами круг изображаемых мотивов. Каждый этап исполнения эстетически совершенен: в росписи яркого цветного подмалевка, производимая белильными оживками выявляется ритмичность, сочетания, основанные на чередовании одного - трех - пяти - семи и девяти элементов.

По исследованиям В.А.Барадулина, «в Забайкалье росписи семейских сохранились в некоторых местах в виде домашнего ремесла. Являясь в основном в утилитарных предметах, росписи продолжали существовать, составляя часть современного сельского быта, сельской культуры». В.А.Барадулин. Народная живопись Сибири и Урала по дереву, бересте. М., 1980, с.35-40. Во время зимних праздников в деревне появляются расписные сани и дуги (резьба с росписью). Бережно перенесены из старых «крашеных со цветочками» домов расписные ставни, двери, наличники. Народная традиция, ремесла (и его очаги) не может исчезнуть до тех пор, пока живы воспитанные на ней поколения, пока ее содержание - смысл сказочных цветов, растений, птиц, и их сочетаний - жизненно связано с личностными, эмоционально-окрашенными представлениями, являющимися составной частью понятия «малая Родина».

Известный консерватизм быта старообрядцев, их отдаленность от центральных районов России не означало, что она (этническая группа) осталась изолированной от внешних влияний и не изменилась, как и художественные, культурные традиции и все их культура. Культурные взаимосвязи с бурятами были обширны. Взаимовлияние русских и бурят прослеживаются в хозяйственной жизни, строительстве, металлообработке, резьбе, росписи. Исследователь бурятского искусства А.В.Тумахани считает, что роспись масляными красками у западных бурят (Селенгинских) зародилась во второй половине XIX в. Под непосредственным влиянием русских и украинцев. «Бывая у русских дружков, буряты поражались многоцветностью и пышностью их росписей. Сначала буряты приглашали русских мастеров расписывать ящики, а затем и сами быстро освоили растительно-цветочные узоры, подчинив их бурятскому построению композиции с учетом симметрии и ритмики» - отмечала в трудах Г.И.Охрименко. Г.И.Охрименко. Народное искусство «семейских» Забайкалья XIX-XX веков. Резьба и роспись. Улан-Удэ, 1979.

Семейские с уважением отзывались о бурятах-красильщиках (Санжае, Суянове, Занхаряхе и его тесте Балдыниге из Красного Оронгоя) росписи которых полюбились им. Расписывая на «русский манер», буряты одновременно использовали особенности письма дацанной росписи и ее мотивы. Они применяли известную им богатую цветовую тональность, но чаще писали контрастными тонами, свободным кистевым приемом, следуя традиции русских мастеров росписи.

Расписывали вазоны контурные, округлой и трапециевидной формы с ажурной орнаментацией. Часты в росписях бурят цветы лотоса, кувшинок, гроздья винограда. Бурятское искусство также оказало огромное влияние на культуру семейских. В работах семейских мастеров переплетаются элементы русских и бурятских орнаментов, мотивов и цветовых гамм.

Мысль о влиянии украинского искусства на сибирскую роспись была высказана Д.А. Болдыревым-Казариным Д.А.Болдырев-Казарин. Народное искусство в Сибири. Иркутск, 1889, с.15. еще в 1889 году. Необычную яркость росписи он объяснял также влиянием украинских мастеров - переселенцев, выписанных митрополитом Ф.Лещинским в Тюмень для росписи церквей, икон.

Необходимо отметить, что культура семейских яркая и многообразная формировалась под влиянием других этносов - бурятов, китайцев, украинцев, и очень многое переняла от разных культур. Таким образом, сталкиваясь с другими культурами, осваивает некоторые ее достижения. Это межэтническая, межкультурная коммуникация, в результате которой происходит обмен материальной, духовной продукции их культурной деятельности. Следует подчеркнуть, что в коммуникативном пространстве культур, особенно разных по философско-религиозному мировоззрению, часто происходит понимание нравственных установок. Это влияет на сферу коммуникации в межличностных отношениях и в культурологическом аспекте.

Сталкиваясь с другой культурой, культура старообрядцев вбирает в себя элементы нового, этим обогащаясь и осваивая некоторые ее достижения. Русская, бурятская культуры имеют совершенно разные истоки и свой путь формирования. В формировании русской культуры главную роль сыграло христианство. Бурятская культура бурят свое начало в буддизме. Шаманизм у бурят сыграл наиважнейшую роль, так как являлся традиционным верованием в культуре.

Необходимо сделать вывод, что на искусство семейских Забайкалья оказали большое влияние различные культуры, в особенности бурятская культура. Мы видим межэтническую коммуникацию, этнические контакты материальной и духовной продукции их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.