logo
Фольклор хантов и манси

1. История изучения обско-угорского фольклора

Самые ранние сообщения о мифологии угров имеются в русских хрониках XIV в. В них говорится о мифологическом образе «Золотая баба», который привлекает внимание зарубежных авторов XVI - начала XX вв. - Матиаса, Герберштейна, Петрелиуса. Первым отдельно об остяках, а не в целом о юграх говорит в конце XVII в. Н. Витсен прибывший в Москву с голландским посольством (1664-1667 гг.) и собиравший сведения о народах Северной и Средней Азии. Он рассказывает о почитании медведя и лошади, о домашних духах и жрецах.

Г.Новицкий сопровождал митрополита Филофея в его путешествиях для крещения остяков и вогулов, потом был назначен в Кондинскую волость надзирателем. Он подробно описывает роль и функции жреца, наличие разнообразных идолов и связанных с ними обрядов. Наиболее почитаемым средикумиров был медведь: «Между розличным кумира почитанием премного почитаються и диви зверие, наипаче же медведь.» [Новицкий, 1994 с. 14] В начале XVII в. Было подготовлено «Краткое описание о народе остяцком, сочиненное Григорием Новицким в 1715 году». Это описание использовали зарубежные авторы.

Большую работу в изучении Сибири и ее народов проделали экспедиции Академии наук 1768-1774 гг. В трудах участников экспедиции П.С. Палласа, И.И Георги, В.Ф Зуева, содержится много ценных сведений о религии обских угров.

В 1840-е гг. наступает новый этап в изучении обских угров. Представители родственных народов совершили к ним путешествия и проделав тщательную работу внесли огромный вклад в изучение этих народов.

Во время своих путешествий к хантам 1843 -1844 гг. известный финский ученый А.М Кастрен помимо сбора лингвистического и этнографического материала, записывал образцы фольклора. Выдающимся собирателем фольклорных произведений был А. Регули, он работал среди северных хантов и различных групп манси. В 1858, 1877, 1880 годах фольклорные тексты северных хантов и некоторых групп манси записывал финский ученый А. Алквист.

Большинство работ этих ученых были опубликованы после их смерти, сначала на немецком и шведском языках, а затем на русском.

В 1886 году начались поездки русского этнографа С. К. Патканова к разным группам хантов и манси, в ходе этих поездок он записывал южнохантыйские тексты, опубликованные затем на трех языках: хантыйском, немецком, русском.

В 1888 - 1889 гг., венгерская Академия наук, направила в экспедицию Б. Мунчаки, для расшифровки записей А. Регули и дальнейшего изучения мансийского языка. В итоге были подготовлены четыре тома мансийского фольклора. С аналогичной целью к хантам в 1898 - 1899 гг. поехал Й. Папаи. Он расшифровал северохантыйские записи А. Регули и собрал новый богатый материал. Но публикация его работ произошла только после его смерти.

В конце прошлого столетия (1898 г.) началось и в начале нашего столетия закончилось длительное путешествие к хантам К.Ф. Карьялайнена, Й. Папаи, У. Т. Сирелиуса. И. Папай путешествовал в течение года между Берёзовом и Обдорском по следам А. Регули, расшифровывая его остяцкие фольклорные записи и одновременно ведя собственные.

У.Т. Сирелиус в 1898 г. проехал по бассейну Васюгана и Ваха, а в 1899-1900 гг. - по Оби до Обдорска, Сосьве и Нижней Конде. Круг его интересов был разнообразен, включая и религиозные воззрения, обряды остяков.

В изучении религии остяков (хантов) особенно важную роль сыграл К.Ф. Карьялайнен. Его почти пятилетняя экспедиция (1898-1902) охватила все крупные этнографические группы народа - южную, северную и восточную. По некоторым локальным группам он записывал сведения от информаторов, с которыми работал не по месту их жительства, а в крупных центрах - Сургуте, Березове, Обдорске.

В 1901 -1902 гг. среди хантов работал Х. Паасонен. Его основной целью было изучение языка, но частично и культуры. Так, он исследовал представления о душе у финно-угорских народов, в том числе обских угров.

В начале XX в. к хантам р. Вах неоднократно ездил из Тобольска Гр. (Дмитриев) Садовников.

В 1901 -1902 гг. был собран огромный материал у разных групп манси финским ученым - А. Канисто, но сам он лишь частично подготовил материал к публикации, довел до конца шеститомное издание М. Лиимола.

После Великой Октябрьской социалистической революций, большее внимание изучению языка и фольклора народов Севера, в том числе хантов и манси, стали уделять отечественные ученые.

На протяжении 1927 - 1938 гг. В.Н. Чернецов записывал образцы фольклора разных групп манси. Главным объектом его внимания были манси и лишь частично ханты. В сфере религиозных верований В.Н.Чернецов исследовал родовых и фратриальных духов, представления о душе, культ медведя, связь угорской мифологии с востоком и наскальными изображениями Урала. Небольшая часть текстов, переведенная им на русский язык, была опубликована в 1935 году, но основной материал хранился в его личном архиве, который после его смерти поступил в Томский университет.

В 1933 - 1934 гг. среди манси работал И.И Андреев. В эти же годы на Сосьве и Оби А.Н. Баландин изучал устное народное творчество манси. В 1938 году он записывал тексты у хантов на реке Вах. В 1934 - 1937 гг. образцы северохантыйского фольклора записал немецкий ученый В. Штейниц, работавший в институте народов Севера (г. Ленинград) и побывавший в хантыйских селениях, его материалы изданы на немецком и хантыйском языках.

С 1940-х годов начинается сбор произведений устного народного творчества хантов и манси представителями национальной интеллигенции. С1947 по 1959 г. большое количество текстов северных и восточных хантов записал Н.И. Терешкин. Данные архивы хранятся в семейном архиве, и лишь некоторые опубликованы. Среди манси в 1951-1955 гг. работала Е. А. Кузакова. Большая часть ее материалов впервые была опубликована в сборнике: Легенды и сказки хантов. [Кулемзина, Лукиной, 1973]. В ходе нескольких поездок к манси собран значительный материал Е. И Ромбандеевой, который хранится в ее личном архиве. В 1957, 1958, 1968 гг. венгерский ученый Б. Кальман при сборе данных по языку и фольклору работал с мансийскими студентами и аспирантами, которые учились в Ленинграде.

З.П. Соколовой принадлежит ряд статей с общими сведениями о религиозных верованиях обских угров в целом либо отдельных групп северных хантов. Отдельные ее статьи и раздел в книге «Культ животных в религиях» посвящены культу медведя, женским и мужским священным местам у хантов р. Сыня, культу лягушки в связи с угорской проблемой и семейным духам хантов р. Казым.

Этнографы В.М. Кулемзин и Н.В Лукина за время экспедиций 1969 - 1983 гг. собрали и опубликовали богатый материал по фольклору восточных хантов. Так же им принадлежит ряд статей с общими сведениями о религиозных взглядах обских угров в целом, либо отдельных групп северных хантов.

Работы Кулемзина 1970-х гг. написаны по материалам восточных хантов. Это сообщение о медвежьем празднике, ряд работ по проблеме хантыйского шаманства (Кулемзин 1972; он же 1973; он же 1974; он же 1976 б). Он публикует также свои наблюдения по верованиям хантов р. Аган и по представлениям народа о живых-неживых предметах (Кулемзин 1976а; Лукина, Кулемзин, Титаренко 1975).

В 1984 г. выходит книга, специально посвященная мифологии интересующего нас народа: В.М. Кулемзин. «Человек и природа в верованиях хантов». Свои исследовательские задачи автор видит в том, чтобы дифференцировать религиозные представления хантов на более ранние и более поздние, вычленить в них доанимистические взгляды. В последующие годы он рассматривает мировоззренческие пласты; выходит его статьи об изображениях умерших у северных хантов и о судьбах традиционных верований этого народа (Кулемзин 1986; 1988).

В 1979-1989 гг. у северных хантов побывала венгерская исследовательница Е. Шмидт, собравшая главным образом песни.

В 1990 г. вышли в свет «Мифы, предания и сказки хантов и манси», подготовленные к публикации Н.В. Лукиной. Это первое значительное издание повествовательного фольклора хантов и манси (на русском языке) с полным научным аппаратом. В предисловии дается краткий очерк цельной системы религиозных верований обских угров и общая характеристика их фольклора с анализом публикуемых текстов. Вместе с комментариями это раскрывает мифологическую традицию хантов - содержание и структуру основных мифов, перечень и функции главных мифологических личностей, их имена и связанную с ними обрядность. В этом же году опубликована книга Э. Вертеш «Верования сибирских родственников по языку» (Vertes 1990). Она посвящена обским уграм и самодийцам и имеет следующие разделы: «Боги, духи, идолы», «Сотворение, происхождение», «Человек и связь с общественными явлениями», «Разные существа», «Шаман». В конце помещены тексты хантыйских, мансийских, ненецких мифов или соответствующих отрывков из народной поэзии.

В 1994 г. вышел второй том коллективного труда «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири», одна из задач которого - определение места и значения погребальной обрядности в мировоззрении народов Севера, в том числе хантов. Эта часть исследования выполнена В.М. Кулемзиным. Следом увидела свет коллективная монография «История и культура хантов» (1995), где рассмотрены история изучения верований и обрядов (Н.В. Лукина), мировоззренческие аспекты охоты и рыболовства (В.М. Кулемзин) и традиции песенного фольклора (Е. Шмидт).

В монографии А.В. Головнева «Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров» (1995) относительно хантов рассматриваются мифологические сюжеты, связанные с войнами и представлениями о земле, а также часть пантеона духов-богов. В 1990-х гг. некоторые аспекты религии хантов рассматривает Е.П. Мартынов (1992, 1993, 1994, 1998). Вопросам мироздания в представлениях обских угров посвящена статья С.Г. Пархимовича (1996).

Начало 1990-х гг. интересно тем, что к научному изучению хантыйской культуры, в том числе и религии, приступили сами представители этого народа. В созданных научных центрах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов начаты исследования по нескольким направлениям. Успешно эту работу ведут Татьяна и Тимофей Молдановы. Опубликованы их первые опыты - на хантыйском и русском языках (Кань куш олан 1997; Молданов 1994; он же 1995; Молданова 1994; она же 1995). В их совместных публикациях дается описание духов (богов), почитаемых у казымских хантов (Молданов Тимофей, Молданова Татьяна 1995-1996). Тимофей Молданов подготовил к публикации очерк «Картина мира в песнопениях медвежьих игрищ северных хантов» (1999). Связь мифологии с орнаментом анализируется в статье Татьяны Молдановой (1996) и ее монографии «Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис» (1999).

Нравственные аспекты, отраженные в фольклоре и религии хантов, являются предметом исследования в статьях М.А. Лапиной (1995, 1996) и ее книге «Этика и этикет хантов» (1998). Она публикует также фольклорные тексты (1998).

Существует еще огромное количество публикаций и статей, опубликованных в сборниках и монографиях. Работа по составлению фольклорных текстов ведется Т.В. Волдиной. Она выявляет новый круг источников - аписи, хранящиеся в местных архивах и музеях, радиокомитетах, центрах культуры, а также газетные публикации.