Виды долганских народных инструментов, их история, традиционные формы бытования и роль в современной музыкальной культуре

курсовая работа

Виды инструментальной музыки долган

"В отечественной этноорганолии инструменты классифицируются по системе Э. Хорнбостеля и К. Закса. В её основе лежат два критерия - что выступает источником звука и каковы способы звукоизвлечения. Поэтому по первому принципу все инструменты делятся на следующие группы: самозвучащие, духовые, струнные и мембранные" (5. c.259).

К самозвучащим относятся ударные, щипковые, фрикционные и воздушные инструменты. К этой группе из долганской инструментальной музыки можно отнести хомус-баргаан, так как данный вид представляет с собой щипкового типа инструмента. Далее, к духовой группе относятся свистковые, язычковые и мундштучные типы инструментов. Долганские иьиирэр - свисток из тальника или шалмей из гусиного пера, аланга (ох) - лук, который может использоваться как музыкальная игрушка и тимэк - вихревой аэрофон, входят в состав вышеупомянутой группы. К струнным относятся щипковые, фрикционные, ударные и из долганских инструментов к ним можно присоединить некоторые фоноинструменты. Мембранная группа имеет ударных и фрикционных типов и в инструментальной музыке долган, бубен дунгур более подходит к данной группе, так как по способу звукоизвлечения относится к ударным.

Звуковые инструменты, то есть "фоноинструменты долган также отражают особенности хозяйственного уклада, обрядовые традиции и специфику музыкально-художественной избирательности. Хозяйственные и обрядовые фоноинструменты составляют большую часть: каангалда - ботало на рогах оленя (изготавливали из деревянной пластины или жестяной банки); купулаан - ботало-колокол на шее упряжного оленя, отпугивающий волка; кобо - шаровые погремушки-бубенчики, используемые в оленеводстве, на праздничной одежде детей и женщин, в шаманском облачении (уостаак кобо - трубоконусные подвески, каагыр кобо - металлические шары на оленях); чуораан - колокольчики на детской колыбели и одежде; тингкинэс или кингкилээн - звуковые украшения-подвески на одежде; кыыьаан - шаманские подвески-погремушки, символизирующие кости и перья шамана; ситим - шаманский ремень с тремя колокольчиками, за который шаман держится во время камлания; дунгур - бубен шамана якутского типа. Музыкальные инструменты и звуковые игрушки составляют единую группу и слабо-дифференцированы: баргаан - дуговой варган; унгуох баргаан - пластинчатый костяной варган; иьиирэр - а) свисток из тальника, б) шалмей из гусиного пера (оба могут употребляться и как охотничьи манки); аланга (ох) - лук, который может использоваться как музыкальная игрушка и тимэк - "пуговица", употребляемая в качестве вихревого аэрофона (4. c.86).

"Дуговой варган имеет форму изогнутого стержня, на котором закреплен язычок-вибратор. Дуговой варган изготавливается только из металла и имеет в Сибири два структурных варианта" (3. c.130). У народа саха и долган, бубен, как указано выше, называется дунгурем. Такой вид бубна относится к центральносибирскому типу. Данный тип "начал формироваться в обрядовой практике тунгусов (эвенков и эвенов) и приобрел окончательную форму под влиянием самодийцев и Саха. Он может быть представлен двумя типами - восточным и западным.

Восточный тип бубна проходит обряд "оживления" и ассоциируется с ритуальным животным (оленем или конем) - помощником шамана. Для западного варианта центральносибирского бубна характерны рисунки на его поверхности и осознание его в качестве символа Вселенной. Он известен в западных и южных группах эвенков, у долган, но типичным он является для самодийских этносов: нганасан, ненцев и энцев" (3. c.79).

"Среди знатоков и исполнителей Долг.М. следует отметить И.А. Еремина, И.А. Антонова, Н.Д. Большакова, Ф.С. Сахатина, Н.П. Христофорова, А.А. Аксенова, И.А. Чуприна, В.А. Жаркову, А.С. Киргизову, Огдо Аксенову" (6. c.86).

Все выше перечисленные фоноинструменты и музыкальные инструменты, в кратком определении присутствуют в работе Шейкин Ю.И. "Музыкальная культура народов Северной Азии", изданной в 1996г. А в изданной монографии - докторской диссертации Алексеевой Г.Г. "Народно-песенное творчество в системе традиционной культуры долган", есть более подробное описание основных музыкальных инструментов долган. Например, в её работе приведены и ярко охарактеризованы бубен - дунур и хамыс-баргаан.

По воспоминаниям информантов, долганский хамыс представляет собой дугообразную форму варгана, длина корпуса и язычка которого зависит от ширины рта, толщины губ, от размеров и строения зубов, длины пальцев играющего человека. Поэтому его изготовление мастером-кузнецом традиционным способом ковки было сугубо индивидуальным. В целом он имеет длину 6-8 см., а вместе с загнутым язычком, заканчивающимся небольшим шариком, 9-10 см.

"По описанию К.Н. Укусникова, родившегося в с. Попигае, хамыс, который он видел в детстве и играл на нём, … был маленького размера, с мягким вибрирующим ровным язычком. Единственным отличием от описанного предыдущими информантами было то, что кончик язычка был просто закручен и имел шарика" (1. с.128)

Звучание долганского хамыса совпадает с низким регистром пения в малой октаве в вибрирующем и тремолирующем стиле пения дьигиьитэн ыллааьын и в манере бэйэ куолаьынан ыллааьын - пение в звонкой фонации. Поэтому игра на нем воспринимается как пение хорошего певца. Произношение текста, как при игре на хамысе, так и при пении, для исполнителя не имело столь большого значения. Главным для него было передать свое внутреннее состояние через напеваемый или воспроизводимый на инструменте напев только с одним ключевым, знаковым словом, понятным только подготовленному слушателю.

Таким образом, весь смысл текста как бы вкладывался в характер звучания напева. Таким пением, игрой на хамысе, каждая долганка как бы "высвобождает" накопившиеся в душе эмоциональные чувства. В общем, игра на хамысе-баргаане всегда занимала важное место в повседневной жизни долган, хотя активность его видна не сразу. Главным достоинством инструмента является его способность передать внутренний мир человека. Это происходит благодаря схожести тембра звучания инструмента с долганским пением в низком регистре в традиционном стиле пения дьигиьитэн ыллааьын и в манере бэйэ куолаьынан ыллааьын.

По сравнению с хамысом-баргааном долганский бубень - дунгур описан с иллюстрирующими фотографиями. В "Историко-этнографическом атласе Сибири" под редакцией Левина М.Г. и Потаповой Л.П., есть статьи с иллюстрациями бубена-дунгурэ. Там говорится о том, что данный инструмент был атрибутом шамана, которого традиционно было запрещено использовать в повседневной жизни. Бубен дунгур имеет продолговатую овальную форму без "рогов". Крестовину быарык обычно делают из дерева, колотушку - былаайах - тоже из дерева и обтягивают кожей. Здесь можно прибавить, что "верхняя часть мембраны широкая, а нижняя - суженная и вытянутая.

Обечайка куойа тоже широкая (более 12 см.), и обычно сделана из лиственницы. На неё накладывают 5-7-9 резанаторных "рогов" муос, часть которых была из оленьих коленных костей задних конечностей таба холуоба, а часть из гниющего дерева эмэх масс. Такое сочетание практиковалось для обеспечения легковесности бубна дунгур, а также для его акустической звучности. Всё это обтягивалось оленьими сухожильными нитями по окружности обечайки куойа и покрывалось обработанной под замшу шкурой сарыы 5-6-летнего оленя-самца. Шкура сарыы приклеивалась к обечайке куойа клеем из шкуры щуки сордон или налима сыалыьар. Для этого внешняя сторона обечайки куойа со всеми приспособлениями, а также край внутренней стороны намазывались клеем из вскипяченных рыбьих шкур. Край шкуры сарыы стягивался вокруг обечайки куойа ближе к крестовине быарык" (1. с.133).

Как описывает М.А. Анисимова, на внутренней стороне бубна от края обечайки с четырех сторон прикреплялись кольца-петли, на которые натягивались плетенные из сухожилий оленя толстые веревки, такие же, как и для кутуруксута - помощника. "В середине помещалась деревянная деревянная крестовина из корневого утолщения березы, которая отличалась особой прочностью. Края крестовины с четырех сторон закреплялись кольцами-петлями. Былаайах же была сделана из зимних оленьих рогов, покрытых мехом. Погремушки тиэрбэстэр в виде многочисленных металлических располагаются вокруг обечайки куойа под стянутой кожей мембраны" (6).

"Изучение долганского хамыса-баргаана и бубна-дунгур, думается, может внести весомый вклад в познание этногенеза народов Сибири, если к этому вопросу подойти с исключительно подробными знаниями о бытовании этих инструментов в каждой родовой группе долган без восприятия их как единого народа" (1. c.138).

Делись добром ;)