logo
Виды долганских народных инструментов, их история, традиционные формы бытования и роль в современной музыкальной культуре

Долганы

Как и других малочисленных народов Арктики, вопрос происхождения долган издавна привлекал исследователей. "В связи с тем, что долганы говорят на языке, очень близком, и называют себя народом саха, их считали якутами" (1, с.25).

В книге Алексеевой Г.Г. (1) есть сведения о том, что в г. Дудинка, в отделе этнографии Таймырского окружного краеведческого музея, есть такие записки, где присутствуют исторические данные о народе долган. Там пишется, что в конце XVIII в. эвенкийский род долган вместе с другими родами перебрались на Таймыр с берегов реки Лены и реки Оленек. Они жили в чумах и в юртах северных якутов. Долганы говорили на диалекте якутского языка, включая тунгусские слова и некоторые элементы шитья одежды, были схожи так же и с якутскими, так же и с эвенкийскими покроями.

"Первое описание долган дал А.Ф. Миддендорф в путевых заметках "Путешествие на Север и Восток Сибири"" (1. c.27). Исследователь подразделил долган на категории кочующих и оседлых с указанием мест кочевки по рекам Пясина, Хатанга, Авам, Дудыпта, Таймыр, Болохня, Блудная, Попигай, Анабар и поселения "от Дудины до Хатангского погоста". "В заключении очерка А.Ф. Миддендорф анализирует опубликованные после путешествия работы М.А. Кастрена, врача М.Ф. Кривошапкина и начальника Туруханского округа П. Третьякова. Для нас ценными являются высказывания А.Ф. Миддендорфа: "М.А. Кастрен говорит: "Долганами называют три маленьких якутских племени, которые сами называют себя:

1) Долганы, живущие в Хатангском крае;

2) Адяны, по-русски Жигане;

музыкальная культура долганский инструмент

3) Донготы; последние два рода живут у Норильских озер"" (1. с.27). В то время многие считали их тунгусами, но они говорили чисто на якутском языке.

В самом популярном средстве массовой информации, то есть в сайтах Интернета, нашлось краткое изложение этногенеза, численности и территории расселения долган в прошлом и в современности. "Самоназвание дулган, происходит от названия одной из родовых групп северных тунгусов. Антропологически, как и якуты, они сближаются с центральноазиатскими монголоидами, но с некоторой примесью байкальского (тунгусского) антропологического типа. Язык долган образует особый долганский диалект якутского языка. Часто они определяются как самый северный тюркоязычный народ мира. Долганы являются одним из наиболее "молодых" народов Севера и самым многочисленным из коренных жителей Таймыра. В период появления здесь русских (ХVII в.), как самостоятельный народ они еще не сформировались. Первое упоминание о долганах, как одном из народов Таймыра, относится к 1841 г." (9. )

Этническая культура долган является мозаичной. Основная территория расселения долган, лесотундра. Многокомпонентный состав, определяют направленность экономики и облик их культуры. Хозяйственный комплекс долган имеет промысловую ориентацию (охота, оленеводство). Кроме того, хозяйственной составляющей было рыболовство. Есть такие разнообразные типы жилищ долган - русская изба, якутский балаган, тунгусский чум, голомо.

Лексика, связанная с одеждой, у долган якутская, но основные ее конструктивные типы имеют тунгусские и самодийские соответствия. Женщины носили преимущественно якутскую одежду, но в отличие от якутов, долганская одежда более декорирована, что соответствует долганской традиции. Сочетание разноэтничных элементов представлено в фольклоре и традиционном мировоззрении долган.

Такое состояние долганской культуры может породить представление об отсутствии у них собственной культуры. Но именно в этом и проявляется специфика долган, поскольку такой культуры нет ни у одного народа севера Красноярского края. В общем плане, "промысловое производство долган представляло собой модернизированное под русским, якутским и самодийским влиянием тунгусское хозяйство, приспособленное к специфическим условиям лесотундры и тундры Таймыра".

"Численность долган по переписям их в Таймырском АО и Анабарском улусе Республики Саха (Якутия) 1959, 1970, 1979, 1989 и предварительным итогам переписи 2002 года в Российской Федерации такова: 3932 (уточнённые данные), 4877, 5053, 6929, 7000 человек. Наибольший процент считающих родным язык своей национальности по переписи 1979 года - 90 процентов, в последующие годы происходило некоторое сокращение этого показателя. В то же время возрастает число долган, свободно владеющих русским языком" (9).