logo
Традиции воспитания детей в Саудовской Аравии

2.4 Обычаи воспитания детей до 6 лет

Рождение ребенка, первая стрижка волос, одевание в первый кафтан сопровождаются особыми празднествами, длительными и пышными у одних, скромными у других. Существуют национальные и религиозные истоки, которые передаются детям, при этом предусматривается распределение ролей родителей. Отцы должны внушить детям основы национального самосознания, а матери научить детей решать бытовые вопросы и почитать национальную культуру.

Дальше события развиваются по двум сценариям.

Если рождается мальчик.

С этого момента родителей начинают называть по имени их сына: "отец (абу) или мать (умм) такого-то". Ребенка кормят грудью до двух-трех лет. У крестьян и у кочевников мальчики до пяти-6пести лет бегают голые.

В отличие от девочек, мальчики получают полное образование, насколько позволяют возможности их родителей. Еще недавно многие знатные горожане, следуя старинному обычаю, отдавали своих сыновей на несколько лет на воспитание бедуинским шейхам. Считалось, что здесь юноша лучше научится ездить верхом, владеть оружием, станет храбрым и выносливым. Во внутренней Аравии эта практика местами держится до сих пор. Большое участие в воспитании ребенка принимает его дядя с материнской стороны - хал. Сохраняя свои традиции, арабы считают, что каждый человек наследует треть своих качеств от дяди по матери, а потому последний должен постоянно заботиться о племяннике, помогать ему, интересоваться его судьбой и участвовать в его жизни.

Рождение ребенка, первая стрижка волос, одевание в первый кафтан сопровождаются особыми празднествами, длительными и пышными у одних, скромными у других. Однако основной обычай, связанный с жизнью мальчика,-- это обрезание. Выбор времени обрезания всецело зависит от материальной готовности родителей: в городе возраст мальчика колеблется от 3 до 7 лет, у крестьян и бедуинов -- до 10--12 лет. В сельских местностях и у кочевников обрезание обычно производит кузнец. Родители устраивают большой праздник с угощением, музыкой и плясками.

Стоит заметить, что наряду с этим общемусульманским видом обрезания еще во второй половине прошлого века у некоторых бедуинских племен Хиджаза и Асира сохранялся другой вид -- так называемый салх - "сдирание" кожи, мучительная операция, которую 16--17-летний юноша, переводимый в мужское достоинство, должен был перенести без единого крика, ничем не выдавая боли. Этот обычай, явственно показывающий связь между обрезанием и древней инициацией -- посвящением юношей в мужское достоинство, исчез под влиянием ваххабитов, боровшихся со всеми остатками "язычества".

В городах воспитание мальчика, помимо праздника обрезания, нередко сопровождается другим большим праздником. Он происходит, когда 12- 14-летний мальчик кончает школу и может самостоятельно прочесть Коран. С этого момента юноша получает право присутствовать при приеме гостей в мужской половине дома.

Мальчиков рано вводят в дела отца. Если человек состоятельный, ребёнок с детства приучается к ведению дел, он обязан прилежно учиться и помогать отцу. В сельской местности отец учит сыновей своему ремеслу, передаёт свой опыт.

Как правило, отцы очень балуют своих сыновей, потакая всем прихотям. В патриархальном обществе Саудовской Аравии сын является не только наследником и будущим кормильцем, но и тем человеком, кто будет выдавать замуж своих сестёр в случае смерти отца, тем, кто проводит родителей в последний путь.

Если рождается девочка.

Среди жителей исламского мира бытует мнение, что у отца должно быть не больше трёх дочерей. Объясняется это тем, что такого количества женщин достаточно для того, чтобы было кому выполнять работу по дому. В связи с этим нередки случаи, когда женщина, родившая своему мужу много дочерей, при рождении следующей, избавляется от ребёнка. В современной части Саудовской Аравии это случается редко, однако в отдалённой сельской местности такие случаи нередки.

После рождения воспитанием дочери занимается мать и старшие сёстры, если они есть. С раннего детства девочкам внушается мысль, что мужчины в их доме - цари. Отцу и братьям нельзя перечить, спорить с ними, запрещается заговаривать первой и поднимать на них глаза. от дочерей требуется беспрекословное выполнение всех распоряжений отца и братьев. Нормальным считается и то, что отец может применять к своим дочерям телесные наказания за любую провинность.

Подобное отношение к женщинам в Саудовской Аравии сформировалось в давние времена и практически не изменилось на протяжении столетий. Причины избиений отцами собственных дочерей у азиатских кочевников этнографы начали изучать ещё в XIX веке. По их мнению, основной фактор заключается в запрете на инцест. Кочевая жизнь небольших племен предполагала компактное проживание и серьёзные ограничения на сексуальные отношения. Кроме того арабские традиции предписывают главе семейства всегда держать в поле зрения жён и незамужних дочерей. Поэтому отцу, живущему с ними в одной палатке, приходилось искусственно развивать в себе отвращение и неприязнь к "запретным" женщинам.

Другая немаловажная причина кроется в том, что позор дочери ложиться не смываемым клеймом на всю семью. К тому же мутава - полиция нравов, может принудить отца "преступницы" стать её надзирателем и палачом. Вот и наказывает родитель девочку за самые незначительные проступки и шалости, запрещает игры и веселье, старается максимально ограничить свободу и контролировать каждый шаг ребёнка. Порой такое отцовское усердие заканчивается трагедией.

Девочка в семье лишена всякого права выбора. За неё всё решают родители: что носить, где жить, как жить, что есть, с кем общаться. До достижения половозрелости по исламским обычаям девочки должны носить свободную одежду, максимально закрывающую тело. Как только у девочки начинаются первые месячные, ей полагается покрывать голову платком и закрывать лицо. Существует несколько видов покрывал, они различаются по своей плотности и степени прозрачности. Как только девочка надевает платок, её можно сватать.

В отличие от мальчиков, девочки ходят в школу до того момента, пока они не одевают платок. После этого их образование ограничивается доскональным изучением Корана. В современных оградах эта традиция не столь сильна, и многие девочки продолжают обучение, в отличие от отдаленных территорий где, зачастую, девочек вообще не отдают в школу, а ограничиваются домашним обучением. Лучшей женой считается та, кто может наизусть цитировать Коран, но кроме этого больше ничего не знает и слепо доверяет своему мужу.

Подобная безграмотность и невежество ведёт к плачевным последствиям. До сих пор существуют некоторые обряды, калечащие тело девочки, несущие в себе некий смысл инициации. Этот обряд называют женским обрезанием. Его проводят с девочками, достигшими 6-7 лет. В отличие от мужского обрезания, имеющего гигиеническое обоснование, этот обряд не имеет под собой никакой научной и медицинской подоплёки. Многие матери, сами прошедшие через этот обряд, сами отправляют своих дочерей на обрезание, сами того не понимая, калечат им тело и жизнь. На данный момент в больших цивилизованных городах этот обряд уде сошёл на нет, но глухие провинции продолжают калечить своих дочерей.

Саудовские мужчины же считают, что женщины, прошедшие через эту процедуру, являются чистыми и именно им отдаётся предпочтение в сватовстве. А по исламским порядкам нет для женщины ничего печальнее, чем остаться без мужа. Многие девочки, живущие в семье отца, мечтают выйти замуж, надеясь на лучшую жизнь, но, как показывает практика, далеко не всем мечтам суждено сбыться.