logo
Традиции воспитания детей в Саудовской Аравии

2.2 Свадебные обычаи, обряды

За исключением предписанных шариатом индивидуальных брачных запретов, касающихся ближайших родственников, арабский патриархальный род не только не знает экзогамии, но, напротив, прямо стремится ограничить брачные связи возможно более узким родственным кругом. Наиболее желательными потенциальными супругами у арабов считаются бинт алъ-амм (дочь дяди с отцовской стороны) и ибн аль-амм (сын дяди с отцовской стороны). Если двоюродный брат отсутствует, то право на девушку принадлежит троюродному брату и т.д. -- вообще ближайшему дозволенному родственнику. Равным образом, в случае развода араба с его бинт-уль-амми, право на нее переходит к его младшему брату или к родственнику следующей степени.

О древности этого типа брака говорит уже то обстоятельство, что жена по-арабски -- бинт аль-амм, а тесть -- амм. В "Хамасе", сборнике древнеарабского фольклора, имеется специальная оговорка по-поводу одного из героев, что "его отец не является ибн аль-амм его матери". Ни бинт аль-амм, ни ее отец не имеют права ответить отказом на сватовство двоюродного брата. Хотя сам он вправе не жениться на девушке, она ни за кого не должна выходить без его разрешения, и посторонний соискатель обязан испросить его согласия и уплатить ему отступные. По традиции, плата за невесту , если она выходит замуж за чужого человека, передается ибн аль-амм для вручения отцу невесты, и только в случае его отсутствия -- непосредственно отцу.

Брак считается гражданским договором и сопровождается финансовым соглашением между супругами, которое должно быть зарегистрировано в религиозном суде. И хотя романтическая любовь является извечной темой арабской, особенно бедуинской, поэзии, браки, как правило, организуются без участия или согласия невесты.

Своеобразность свадебных церемоний в большинстве случаев связана с традициями и обычаями конкретных племен, для которых Саудовская Аравия является исторической родиной. Но, конечно же, есть и влияние религии, то есть ислама. Однако единым для всех саудовских свадеб остается магар, который жених передает отцу невесты за его дочь в день свадьбы. Известны случаи, когда магар был ну очень необычным.

В провинции Кунфуда отец выдал свою дочь замуж за скромный магар - всего лишь за 10 риалов (приблизительно 90 рублей). Отец невесты, таким образом, облегчил жизнь жениху.

В саудовском городе Таиф отец сказал жениху, что он отдаст ему свою дочь в жены, если он заставит ее прочитать перед лицами, уполномоченными заключать браки, шестьдесят седьмую суру Корана.

Самой необычной историей в истории саудовских свадеб стал случай, когда молодой человек в качестве магара принес отцу невесте 100 пустынных ящеров. Такое задание жениху дал отец невесты, однако по его требованию юноша должен был принести 300 ящеров. Родственники жениха подтвердили, что ему удалось собрать этих ящеров за три месяца. Отец же невесты, в свою очередь, назвал подобное действие экзаменом для жениха. Дело в том, что юноша боится ящеров, но ради невесты он отважился и выполнил требование ее отца.

На церемонию вручения собрались все родственники жениха и невесты. Они образовали большой круг вокруг двух сундуков. И со словами: "Я ни сколько не жалею, что отважился на этот поступок, потому что я люблю мою невесту и готов сделать для нее все", - жених торжественно открыл эти ящики и показал всем свой "магар".

Перед свадьбой, по традиции, невеста должна удалить с тела все волосы, кроме головы. Для этого используют смесь из разогретого сахара, перетёртых фруктовых косточек, воска и глины. Исходя из канонов исламской веры, в волосах прячутся злые духи, способные навредить мужчине.

После этой процедуры невесту одевают в свадебный наряд, а затем расписывают открытые участки тела чёрной и коричневой хной. Этот обычай ведёт своё начало ещё из тех времён, когда Саудовская Аравия представляла собой множество разрозненных племён. Тело невесты расписывали орнаментами, которые отгоняют злых духов. Но этот ритуал имеет и другое значение. По исламским обычаям девушка должна выходить замуж нетронутой (девственницей). В настоящее время невеста предоставляет матери жениха справку от врача о своей невинности, раньше же эту процедуру выполняли женщины племени.

Но свидетельства о невинности мало. После того, как невесту одели и украсили орнаментом, ей необходимо целый день просидеть в одной комнате, где ей ничего нельзя трогать и до неё никто не должен докасаться. Таким образом, невеста отдаётся жениху чистой и никем не тронутой. Если же к моменту бракосочетания рисунок на теле невесты где-то стёрся, стыд и позор её и всей её семье. На данный момент в тех областях Саудовской Аравии, куда западный мир проник больше, этому обычаю отдаётся не такое большое значение, орнаменты используют как украшение. Там же, где западный мир ещё не проник, в отдаленных областях и малых селениях, этот обычай до сих пор носит своё первоначальное значение.

Так как в Саудовской Аравии нет ЗАГСов, сам обряд бракосочетания происходит в доме у невесты. В одной комнате собираются мужчины: отец невесты или старший мужчина семьи и жених. В дом приходит шейх имам - уполномоченный по бракосочетаниям - и свидетельствует брак.

Невеста, красиво одетая и разрисованная хной, вместе с другими женщинами ждёт своего жениха в другой комнате. После того как шейх имам объявит брак законным, жених входит в женскую комнату и надевает на невесту подаренное ей золото.

Дальше следует праздничный пир. Саудовцы не употребляют алкоголь, поэтому на свадьбе пьют только чай или кофе. Из еды присутствуют всевозможные угощения, но стоит упомянуть, что Коран запрещает мусульманам есть свинину, поэтому из мяса присутствует в основном говядина.

В современных районах страны праздничный пир происходит совместно, то есть всей большой семьёй. В ортодоксальных районах и маленьких селениях продолжают праздновать раздельно. Мужчины устраивают пир во дворе, а женщины на своей половине дома. При этом устраивать пышный праздник и звать много гостей, несмотря на то, что семья может жить очень бедно. Чем пышнее отец невесты устроит свадебный пир, чем больше и вкуснее будет угощения, тем больше ему уважения, тем лучше соблюдает от заветы Пророка.

По закону ислама каждый мужчина имеет право завести четыре жены, но при этом он должен относиться к ним одинаково и обеспечить им одинаковые условия. Первая жена считается старшей и она командует и управляет всеми остальными жёнами и прислугой (если есть) в доме.