logo
Традиции воспитания детей в Саудовской Аравии

1.3 Материальная культура, искусство

Культура Саудовской Аравии прочно связана с исламом. Ежедневно пять раз в день муэдзин призывает правоверных мусульман к молитве - намазу. Служение иной религии, распространение прочей религиозной литературы, строительство церквей, буддистских храмов, синагог запрещено.

В одежде жители Саудовской Аравии придерживаются национальных традиций и канонов ислама, избегая излишней откровенности. Мужчины носят длинные рубахи из шерсти либо хлопка. Традиционный головной убор -- гутра. В холодное время поверх дишдаши надевают бишт -- накидку из верблюжьей шерсти, чаще всего в тёмных тонах. Женская традиционная одежда богато украшена племенными знаками, монетами, бисером, нитями. Покидая дом, саудовская женщина обязана прикрыть тело абайей, а голову -- хиджабом. Иностранным женщинам также необходимо носить абаю (а под ней -- брюки или длинное платье).

Общественные театры и кинотеатры запрещены с 1980-х годов. Тем не менее, в общинах, где проживают преимущественно рабочие из западных стран (например, Дахран), подобные заведения имеются.

Домашнее же видео весьма популярно.

Фильмы западного производства практически не подвергаются цензуре.

Одной из культурных особенностей Саудовской Аравии является традиционная форма танца под названием "арда" или "танец меча". Этот танец в основном исполняется во время специальных торжественных мероприятий мужчинами с оружием в руках под аккомпанемент барабанов.

Термин "арда" происходит от корня слова "Ardh", что означает парад. Корни танца восходят к традициям племени шамр, но сегодня арда исполняется во всех регионах Саудовской Аравии.

Обычно ближневосточное искусство танца с мечами ассоциируется с мужчинами. Однако сохранились записи начала 20 века, свидетельствующие о женщинах, танцующих с мечами в различных частях Ближнего Востока.

Большинство мужчин Саудовской Аравии учатся выполнять этот танец в очень молодом возрасте, и он формирует важную часть культурного развития. Арда требует много сил и выносливости, только несколько участников могут дотанцевать арда до конца праздника.

Также стоит отметить то, что в отличие от танцев с мечами в других странах, неотъемлемой часть арда является поэзия. Один или два певца во время танца поют народные стихи, которые символизируют диалог между танцорами. Эти стихи могут отражать или народную мудрость или представляют собой похвалу определенным личностям или племенам. Саудовская "арда" в настоящее время - один из факторов, объединяющий сотни племен и различных регионов Саудовской Аравии.

Религия формирует и определяет всю культурную жизнь страны. В историческом плане Саудовская Аравия не подвергалась иностранному культурному влиянию, которое испытали другие арабские государства. В стране отсутствуют литературные традиции, сопоставимые с традициями арабских стран Средиземноморья. Пожалуй, единственными известными саудовскими писателями являются историки конца 19 в., из которых самым известным можно считать Османа ибн Бишра. Отсутствие литературных традиций в Саудовской Аравии отчасти компенсируется имеющими глубокие корни традициями в области устной прозы и поэзии, берущими свое начало еще с доисламских времен. Музыка не является традиционной формой искусства в Саудовской Аравии. Ее развитие в последние десятилетия в качестве средства художественного выражения было сведено на нет запретом, введенным Советом улемов на ее исполнение в увеселительных целях. Исполнителей народной музыки и песен немного, и все они мужчины. Такой же жесткий запрет введен на изображение человеческих лиц и фигур в живописи и скульптуре, хотя это и не касается фотографии. Художественные поиски ограничены созданием архитектурных орнаментов, например фризов и мозаик, включающих в себя традиционные формы исламского искусства.

Современное искусство.

Саудовскую Аравию сложно представить государством, где свободно могут развиваться виды и направления искусства, давно привычные для европейцев. Другой менталитет и больший упор на традиционные ценности, казалось бы, не оставляют места для искусства, пришедшего из западного мира. Тем не менее, недавно выяснилось, что в Саудовской Аравии имеются коллективы, играющие экстремальные метал, а так же, что в этой стране есть еще и граффити.

Большинство из работ уличных художников несут протестный характер и представляют собой лозунги и требования.

Ваххабизм не одобряет возведение изысканно украшенных мечетей, так что современная религиозная архитектура невыразительна, в отличие от древней, эстетически более интересной (например, святилище Кааба в Мекке). Наиболее значительной религиозной архитектурной работой последних лет, по-видимому, является восстановление и отделка мечети на месте погребения Пророка в Медине, а также значительное расширение и обновление Большой мечети в Мекке. Строгость религиозной архитектуры компенсируется расцветом гражданской архитектуры. В городах в больших масштабах ведется строительство дворцов, общественных зданий и частных домов; в большинстве из них гармонично сочетаются современные идеи и традиционный дизайн.