logo
Телеутский национальный костюм

Введение

Национальная одежда - это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Являясь одним из элементов материальной культуры, она всегда отражала не только этническую принадлежность и географическую среду, но и уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозную принадлежность.

Одежда телеутов по сравнению с соседями - шорцами и кумандинцами, отличалась большой изысканностью. Она делилась на мужскую и женскую, хотя некоторые её виды использовались независимо от пола человека. Также одежда делилась на осеннее - зимнюю и весенне-летнюю, повседневную и праздничную. Одежда телеуток была и остаётся сейчас красивой. Основой повседневной и праздничной одежды было длинное платье туникообразного покроя со стоячим расшитым воротом и лёгкий приталенный халат с плетёным вручную поясом. Пояс изготавливался из разноцветных ниток. Два раза обмотав кушаком вокруг тела, завязывают его слева двумя узлами и переворачивают их вовнутрь. Концы пояса висят спереди, один длиннее другого. На концах кушака красивые кисти.

В течение двух столетий контактов телеутов с русскими произошли большие изменения в их жилищах, одежде, быте. Мужской национальный костюм полностью вышел из применения. Мужчины - телеуты стали одеваться так же, как и русские. Высокие сапоги, синие или белые, льняные штаны на шнурке у живота, белые или пестрые рубахи из домотканого полотна до колен, шубы из овчины или кафтаны русского покроя. Шапки носили островерхие. В отличие от мужской одежды, традиционная женская одежда сохранилась у телеуток среднего и старшего возраста и как свадебная одежда у молодежи. Все это можно считать определенными гарантиями того, что телеутская одежда не скоро исчезнет. И кроме эстетического удовлетворения ее бытования может стать источником для большого скрупулезного монографического исследования.

Исследования, имеющие отношение к данной проблеме, можно представить по двум периодам. Первый период характеризуется накоплением материала об особенностях традиционного костюма алтайцев - XVIII - XIX века.

Краткие сведения о материальной культуре, в том числе и одежды, телеутов, шорцев имеются в работе Г. Ф. Миллера (первое издание - 1751 -1752) [1999]. Статьи Г.И. Спасского [1821; 1823] содержат описание одежды телеутов. Лаконичное и обобщенное описание кумандинской одежды дает нам бийский исправник А. Горохов в своей работе [1840]. Краткое описание одежды алтайцев представлено в этнографической работе Г. Гельмерсена [1840]. При этом надо заметить, что под телеутами Гельмерсен описал кумандинцев. Точностью, глубиной наблюдений отличаются работы В. И. Вербицкого [1870; 1893], в которых описана одежда алтайцев с учетом этнических особенностей. Он первый ввел в науку разделение племен Алтая на северных и южных по признакам их языка, культуры и быта. Сопоставление этнографических фактов, замеченных у алтайцев, с подобными фактами у других народов встречается в работе Г. Н. Потанина [1881]. Описание одежды телеутов, шорцев, челканцев, кумандинцев, тубаларов имеется в книге В. В. Радлова (первое издание на немецком языке - 1884г.) [1989]. Там же присутствует описание шаманского культа. Краткое описание мировоззрения и одежды алтайцев встречается в работах Н. М. Ядринцева. Успешное функционирование в туристической зоне, предполагает углубленное изучение телеутского национального костюма как разновидности декоративно-прикладного искусства алтайцев и исследование динамики его конструкции и декора. Все это имеет большое значение для дальнейшего развития телеутской национальной культуры. В этой связи избранная тема исследования является актуальной.