logo
Региональная интеграция в СНГ

1 Интеграционные процессы в СНГ

Интеграционные процессы в СНГ проходят в условиях глубокого системного социально-экономического кризиса. Существенно ослабли хозяйственные связи между государствами Содружества. Резко сократилась роль государств Содружества в динамично растущей мировой экономике. В 1990 г. доля стран СНГ в ВВП мира (по паритетам покупательной способности) составляла 7,6%, а в конце 90-х годов -- 2%. В экономике государств Содружества произошла глубокая формация воспроизводственного процесса в сторону чрезмерного развития ресурсопроизводящих отраслей промышленности для нужд мирового рынка, объективно препятствующая экономической интеграции.

На протяжении последних десяти лет стоимостные показатели взаимной торговли членов СНГ если и росли, то очень умеренно. Так, в 2003 году их внутрирегиональный экспорт достиг 39 млрд долларов, тогда как в 1996-1997 годах он составлял 37 млрд долларов. Импорт в 2003 году равнялся 44 млрд долларов, что практически соответствовало показателю 1996 года. При этом поставки в третьи страны выросли с 1994-го по 2003 год в два с половиной раза, а закупки извне региона -- почти в два раза. Как следствие, доля СНГ в общем внешнеторговом обороте его участников неуклонно снижалась: в экспорте она уменьшилась за десятилетие с 30 до 20%, а в импорте -- с 70 до 37%. Причем эта тенденция характерна для всех стран, кроме Белоруссии. Например, в 1992 году 89% экспорта Армении направлялось в СНГ, а в 2003 году -- только 19%. Для Казахстана эти показатели составили соответственно 60 и 23%, для Украины -- 56 и 26%. В российском экспорте доля СНГ никогда не была высокой, и, тем не менее, она сократилась с 22% в 1992 году до 16% в 2004-м. В импорте средняя квота СНГ составляла в 2002-2004 годах 23% по сравнению с 28% в 1993-2001 гг Измениться или умереть // Эксперт, 18 апреля 2005 г. С. 3..

В силу известных обстоятельств СНГ был создан скоротечно, без серьезной предварительной подготовки, прежде всего научной. Его история убедительно показала, что простое копирование опыта Евросоюза в принципиально иных условиях не привело к успеху. Однако такой ход событий может и должен быть остановлен. Страны СНГ до сих пор обладают немалым интеллектуальным, научно-техническим и экономическим потенциалом, запасы основных видов природных ресурсов составляют в совокупности около 25%. В современных условиях развитие экономики Содружества во многом определяется эффективностью управления.

Упрочить свое положение в глобальной экономике страны СНГ могут лишь путем формирования регионального объединения государств, способного стать составной частью мирового постиндустриального центра в виде его четвертого регионального компонента наряду с ЕС, НАФТА и АТЭС. В противном случае они будут неизбежно вытеснены на отсталую периферию с господством добычи невоспроизводимых минерально-сырьевых ресурсов и производства низкотехнологичной, трудоемкой и ресурсоемкой продукции. Первый шаг в преодолении такой перспективы освоить успешный опыт Евросоюза.

С точки зрения интеграции народнохозяйственный комплекс бывшего СССР обладал двумя принципиальными особенностями, обусловленными централизованным управлением административно-командного типа. Во-первых, практически полностью отсутствовала конкуренция субъектов хозяйствования как внутри союзных республик, так и между ними. Крупные специализированные предприятия дополняли друг друга и были связаны между собой не торговлей, а стабильными технологическими контактами, которые устанавливались по командам союзного центра. Во-вторых, экономика союзных республик в течение многих десятилетий решающим образом зависела от межреспубликанских связей, в которых особую роль играли поставки из России -- экономического донора остальных союзных республик.

Таким образом, союзное экономическое пространство представляло собой жесткую, замкнутую, лишенную свойств саморегулирования систему, состоявшую из крупных отраслевых и национально-территориальных подсистем. Они экономически дополняли друг друга и благодаря стабильным межотраслевым и межреспубликанским связям, формировавшимся по командам единого центра, были объединены в целостный народнохозяйственный комплекс. Сложилась система типа «механизм» с жестко пригнанными друг к другу основными частями. Она принципиально отличается от экономических систем с развитыми рыночными отношениями, которые можно свести в единый тип, условно назвав его «организм».

Указанные особенности стали двойной преградой интеграционным процессам в Содружестве. Они были проигнорированы при выборе стратегии интеграции по примеру Евросоюза. Освоение опыта ЕС свелось к формальному копированию его действий по регулированию интеграционных процессов, поэтому следование «еврорецептам» не оказало никакого положительного влияния на Содружество. Кроме того, особенности экономических систем союзных республик активно использовались мировым рынком против интеграции в Содружестве. Страны СНГ, действуя порознь, изначально попадали в глубокую зависимость от мирового рынка и могли поставлять туда только продукцию национальных ресурсопроизводящих отраслей. Это стало объективной экономической основой для образования в Содружестве дезинтеграционных механизмов отраслевой и региональной природы, которых никогда не было в ЕС.

Интеграцию стран СНГ необходимо регулировать принципиально иначе, чем в Евросоюзе. Такое регулирование должно быть межгосударственным и обеспечивать:

ѕ добровольное самообъединение воспроизводственных процессов государств Содружества в основном «сверху», то есть исходя из их общих и национальных целей;

ѕ сохранение государственных регуляторов экономических систем стран СНГ как основы их суверенитета в условиях глобализации;

ѕ согласованное установление государствами Содружества определяющих макроэкономических параметров для регулирования национальных воспроизводственных процессов и связей между ними.