Библиотека и краеведение. Работа библиотек с краеведческими документами

контрольная работа

Использование краеведческой библиографии.

В настоящее время краеведческие знания и соответственно краеведческая литература как носитель этих знаний начинают все сильнее выполнять помимо традиционных функций функции экологические, научные, производственные. Поэтому возникает потребность в разных способах работы с краеведческой литературой.

ЦБ является центром краеведческого справочно-библиографического обслуживания как для читателей собственной библиотеки, так и для читателей библиотек-филиалов и других библиотек. Все краеведческие запросы, не получившие удовлетворительного ответа в ЦБ, перенаправляются в отдел краеведческой литературы ОУНБ, а в случае необходимости - в библиотеки федерального уровня. Все сотрудники центральной библиотеки участвуют в краеведческом справочно-библиографическом обслуживании и ведут учет поступающих запросов и ответов.

ЦБ ведут краеведческое библиографическое информирование, то есть систематически информируют читателей о краеведческих документах и местных изданиях, вновь поступивших в ее фонды.

Формы краеведческого библиографического информирования:

- подготовка библиографических списков новых поступлений (ЦБ области выпускают, например, «Бюллетени новых поступлений», где дается информация, в том числе и о краеведческих документах);

- организация выставок новых поступлений;

- подготовка библиографических обзоров новых поступлений;

- рассылка или передача оповещений об отдельных вновь поступивших краеведческих документах и местных изданиях.

ЦБ формирует систему краеведческих библиографических пособий, которая охватывает все стороны жизни края и удовлетворяет все виды потребностей в краеведческой информации. ЦБ выступает как составитель краеведческих рекомендательных библиографических пособий о районе, городе.

Типология пользователей краеведческих документов.

Организовать должным образом обслуживание в библиотеке невозможно без знания основных групп читателей, пользующихся услугами библиотеки. В основе дифференциации читателей лежит, как известно, учет их общеобразовательного уровня, профессиональных интересов, психологических и возрастных особенностей.

В индивидуальной и массовой работе с краеведческой литературой необходимо учитывать интересы таких групп читателей, как:

руководители всех рангов (тематический диапазон информационных потребностей их отличается широтой, при этом чем выше ранг руководителя, тем многоаспектнее его информационные потребности);

специалисты, занятые в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры (на содержание информационных потребностей специалистов существенное влияние оказывает область науки или отрасль производства, в которой они работают, а также место работы, занимаемая должность и т.д.).

Ведя индивидуальную краеведческую работу с пользователями библиотеки, нужно иметь представление об их уровнях познания края, ибо это важный показатель краеведческого развития личности. Он выступает для библиотекаря ориентиром в осуществлении индивидуального подхода к каждому читателю и в совершенствовании всей краеведческой работы, направленной на формирование и развитие социокультурных краеведческих потребностей читателей. Можно выделить следующие уровни познания своего края у читателей библиотеки:

нулевой - о крае нет ни эмпирических, ни теоретических знаний (например, у только что въехавших на территорию края людей, никогда ранее в нем не проживавших);

эмпирический - наличие лишь житейских познаний о крае;

теоретический - наличие лишь теоретических знаний о крае;

теоретико-эмпирический - сочетание и взаимодействие в сознании как теоретических, так и эмпирических знаний о крае.

У разных категорий читателей интерес к краю имеет различную направленность, в частности, он вызван таким фактором, как степень связи с краем. Специфика, особенности этого интереса проявляются не совсем одинаково у тех, кто:

родился и постоянно живет в крае (библиотечная задача - помощь в изучении, осмыслении особенностей края, его истории, экономики, культуры);

прибыл в данный край на некоторое время (библиотечная задача - обеспечивать ознакомление с краем и его достопримечательностями);

недавно переехал в край на постоянное место жительства (библиотечная задача - помочь адаптации в новых условиях, нахождению связей, общности с местом, откуда человек приехал);

вернулся на родину предков после длительного отсутствия (библиотечная задача - развитие стремления к восстановлению знаний о крае).

Перечисленные читательские группы не исчерпывают всех возможных вариантов дифференциации читателей и не выделяются в стабильные группы наряду с теми основными категориями читателей, в соответствии с которыми создается в библиотеке структура обслуживания.

Делись добром ;)