logo
Петербургские порты. Архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова и его современное использование

Введение

Санкт-Петербург возводился Петром I в 1703 году как морской, портовый город. Требованием ко всем постройкам и районам города была максимальная доступность водным транспортом. [1][2] До строительства тракта Санкт-Петербург Москва транспортное сообщение с остальной Россией осуществлялось по Неве через Верхневоложскую водную систему.

В городе были возведены пристани, причалы, порты. Практически вся береговая линия имела различные причалы, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга. Все крупные предприятия города имели выход к воде.

По состоянию на начало XXI века город обладал большим количеством пристаней, причалов и портов. Раздельно осуществлялось пассажирское и грузовое морское сообщение, речное прогулочное, пассажирское и грузовое сообщение, речная связь с другими городами.

Акватория Санкт-Петербурга допускает круглогодичную навигацию. С конца ноября -- начала декабря и до конца марта -- начала апреля Невская губа в прибрежных районах покрыта льдом. В этот период движение судов обеспечивается с помощью ледоколов.

Подробнее тема портов, причалов, пристаней и терминалов Санкт-Петербурга будет раскрыта в первой части работы.

Заложив Петропавловскую крепость на Заячьем острове, Петр Первый хотел, чтоб Петербург стал морской крепостью и торговым центром. Но из-за мелководья порт на Петроградской стороне не мог развиваться и было решено его перенести на Васильевский остров. Восточный мыс острова, там, где Нева разделяется на Большую и Малую, получил название Стрелки Васильевского острова. Петр планировал сделать ее деловым и торговым центром. Во второй части работы будет подробно описан тот архитектурный ансамбль, который был создан на Стрелке Васильевского острова, его изначальное предназначение и современное использование.