logo
Народные праздники

Введение

Большое место в жизни русского населения занимали народные праздники. Они являлись специфическим видом народной культуры, и многие из них уходили своими корнями еще в дохристианские, языческие времена, складываясь, развиваясь в течение веков, сохраняли древние традиции и впитывали новые черты. Они объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность и многое другое.

В повести писателя-фантаста Станислава Лемма есть герой-ученый, которому со школьной скамьи не удается освоить науку о... праздниках и подарках к ним. Уважаемый ученый очень страдает от этого недостатка, считает, что это очень стыдно!

Если вдуматься, наука о праздниках -- совсем не выдумка: ведь в древности у всех народов существовали очень серьезно продуманные системы праздников. Все они отражали видимое глазом годовое движение светил по небосклону: Солнца, Луны, яркой звезды Сириус... от поведения которых зависело, будет ли засуха, ураганы, сильные морозы, громы и молнии. Все эти бедствия, казалось людям, Солнце или Луна насылают на людей, чтобы наказать их за какие-нибудь провинности. Поэтому человеку надо было просить у природы прощения, благодарить ее за помощь, за благополучие всей семьи, за хороший урожай, удачную охоту, здоровый скот. А как благодарить? Конечно, песней, игрой, т.е. веселым праздником! И рождались благодарственные, шуточные и печальные песни, приметы, гадания и обряды в честь небесных родителей.

Наши далекие предки -- древние славяне -- делили год на три праздничных периода «по деятельности света»: посев, уборку урожая и подготовку к новому посеву

Можно выделить две основные черты народных праздников: мировоззренческий аспект и коллективный характер проведения.

Первый праздничный период начинался с февраля и включал праздники, посвященные рождающемуся Солнцу и прославлению великой Лады, его матери. Люди как бы готовились к встрече великого светила. А сама встреча была на Масленицу. Потом праздновали Троицу, и до 7 июля -- дня Ивана Купалы (Иванова дня) -- было особенное веселье: все весенние работы в поле завершались, а сенокос еще не начинался. Вот и веселились, отдыхая перед трудными днями сенокоса и уборки урожая. Ивановым днем начинались летние праздники, посвященные самой большой силе Ярилы -- Солнца. 12 июля были Петровки (начало сенокоса), посвященные ученикам Иисуса Христа Петру и Павлу, с 14 по 19 августа -- Спасовки (начало сбора урожая), летний период завершал Покров (14 октября) -- к нему заканчивали все полевые работы.

Зимой, когда в природе все затихает, наши предки не сидели сложа руки. Они чинили плуги и бороны, готовились к новому севу. Девушки, сидя долгими вечерами за рукоделием, готовили одежду к весне. А с 25 декабря, когда солнце снова шло на встречу с весной, начинались зимние праздники.

У наших предков Новый год начинался с марта, с таяния снегов, а не с 1 января. Так было до 1492 года. Князь Иван III повелел считать началом года 1 сентября, когда велено было платить дань, пошлины, оброки. А с XVIII в. Петр I изменил все российское летоисчисление и способ празднования Нового года. Государь Петр Алексеевич повелел: «Впредь лета считать в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря 1700 года от Рождества Христова». В знак начала Нового года и нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви повелено было «по большим проезжим знатным людям перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, и чтоб поспело к 1 генваря 1700 года; а стоять тому украшению генваря по седьмое число того же года. До генваря же в первый день в знак веселья поздравлять друг друга с Новым годом...»

Вот так и утвердился на Руси Новый год -- самый веселый, самый любимый народный праздник. А за ним (7 и 19 января) следуют два больших христианских праздника: Рождество Христово и Крещение. А между ними располагаются Святки.