Мотивация этнических конфликтов в Республике Дагестан

курсовая работа

Введение

Актуальность выбранной темы определена существованием множества мотивов личностных и межгрупповых конфликтов.

У каждого человека складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений, идей и т.д., на основе которого он воспринимает и оценивает всё, с чем сталкивается. На этой основе у него возникают и соответствующие мотивы - стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию его установок, потребностей и т.д. Но и в том и в другом случае они самым существенным образом влияют на отношение человека к важным для него вещам.

Мотивация определяет процесс, который психологи называют формированием цели. Цель выступает как мысленно представляемый результат, который индивид хотел бы в данной ситуации достичь

Возможен также конфликт вследствие того, что человек любит или восхищается двумя индивидами, которые не терпят или ненавидят друг друга. Возможны также конфликты познавательного характера, когда человек сталкивается с информацией, противоречащей сложившимся у него взглядам, и т.д.

Возможно и то, что человек формирует несовместимые цели. В этом случае процесс их формирования принимает форму борьбы между конкурирующими мотивационными тенденциями: одна из них создает у человека положительное отношение к объекту, стремление приблизиться к нему, а другая - отрицательное отношение к объекту, стремление его избежать.

Если у двух людей их представления о какой-либо ситуации вступают в противоречие, и возникают разногласия по поводу каких-то важных для них вопросов, то их мотивы, соответственно, тоже расходятся. Т.е. в данной ситуации стремления, желания этих людей не совпадают, оказываются несовместимыми.

Значительный вклад в изучение механизмов возникновения межгрупповых конфликтов и враждебности внесли психологи. Представители различных психологических школ обосновывали обычно один из механизмов межгруппового конфликта, придавая ему наибольшую значимость. Поэтому при рассмотрении в целом механизмов возникновения межгрупповых конфликтов необходимо учитывать следующие обстоятельства.

В различных межгрупповых конфликтах может доминировать тот или иной механизм их возникновения.

Межгрупповые механизмы более консервативны, чем психологические механизмы межличностного взаимодействия. Среди основных механизмов возникновения межгрупповых конфликтов выделяют такие, как: межгрупповая враждебность; объективный конфликт интересов; внутригрупповой фаворитизм.

Наиболее полно данный механизм описан в реалистической теории группового конфликта Д. Кэмпбеллом. Ее суть сводится к следующему:

· конфликт интересов различных групп может вызвать межгрупповой конфликт;

· конфликт интересов, а также имевший место в прошлом межгрупповой конфликт обусловливают восприятие угрозы отдельными членами группы со стороны другой группы;

· угроза обусловливает враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы;

· угроза обусловливает внутригрупповую солидарность;

· угроза обусловливает более полное осознание индивидом собственной групповой принадлежности;

· угроза увеличивает непроницаемость групповых границ;

· угроза уменьшает отклонение индивидов от групповых норм;

· угроза увеличивает меру наказания и степень отверженности нарушивших верность своей группы;

· угроза приводит к необходимости наказания членов группы, отклоняющихся от групповых норм (реальная угроза увеличивает догматизм и этноцентризм);

· ошибочное восприятие членами группы угрозы со стороны внешней группы также обусловливает повышенную внутригрупповую солидарность и враждебность в отношении внешней группы.

Цель работы состоит в анализе мотивации конфликтов в Республике Дагестан, поэтому основным видом конфликта в работе выступает этнополитический конфликт. В соответствии с этой целью задачи работы сформулированы следующие:

1. определение факторов, составляющих мотивацию конфликтов;

2. историко-политический анализ мотивации отдельных конфликтов в Республике Дагестан;

Этнополитические конфликты можно подразделить на две большие группы - конфликты этнотерриториальные и этностатусные. В силу одинаковой их формы, но различия по мотивации их следует рассматривать раздельно, что и определило структуру работы - две главы, каждая из которых посвящена соответствующей группе конфликтов. При этом главы подразделены ещё на два параграфа - теоретический и практический.

Источники для работы - специальная литература по конфликтологии и этносоциологии (авторы - Д.П. Зеркин, Е. В. Буртовая; С. В. Лурье и др.)

Исторические сведения даны по следующим источникам: «Деятельность органов государственной власти Республики Дагестан в области национальных отношений (80-90гг. ХХ в.)» и «Из истории социально-экономического развития Дагестана в конце XIX - середине XX вв.» (автор обеих - Б. Б. Булатов).

Делись добром ;)