logo
Мораль и этика Буддизма

Социальный порядок

Пол и равенство полов

Во всех основных мировых религиях это непростой вопрос, что объясняется причинами исторического и социального характера. В те времена, когда сформировались традиции, женщина по своему положению была подчинена мужчине. Так, Будда сдержанно относился к тому, чтобы принимать в монашеский орден женщин. В монастырях четко оговаривалось разделение мужчин и женщин - с той целью, чтобы исключать ситуации, провоцирующие похотливые желания.

Как бы то ни было, женщина не вытеснялась из буддийского социума - ни из мирской, ни из монашеской среды. Буддийское учение подчеркивало важность роли матери, дарующей жизнь и поэтому заслуживающей сострадания. В целом, женщине отведена второстепенная роль по сравнению с ролью мужчины - независимо оттого, идет ли речь о монашеской сангхе или о мирской жизни. Статус монахини вообще спорен, и западных женщин, решивших посвятить себя монашеской жизни, заранее предупреждали о том, что им никогда не удастся достичь такого же положения, какого достигают монахи - мужчины.

Винная (закон дисциплины) предписывает монахам жить в безбрачии. Следует отметить, что в определенных японских, корейских и тибетских общинах монахам и монахиням разрешается вступать в брак, хотя это скорее исключение, чем правило. Исповедующие буддизм на Западе могут быть женаты и иметь семью, а могут быть и холостыми. Некоторые практикуют безбрачие.

Свадьба, брак

Свадьба рассматривается в буддизме как общественный и гражданский акт, поэтому монахи не отправляют службу на свадьбе. Присутствовать на церемонии им также не разрешается (т.к. монах - это человек, который отказался от мирской жизни). Монахи могут благословить брак как отдельное событие после церемонии.

Семья, семейная жизнь

Поскольку буддизм традиционно ориентирован на монашескую жизнь, свободную от семейных обязательств, может показаться, что буддистов не занимает тема семьи и воспитания детей. Но более 95% буддистов - миряне, и этот вопрос, конечно, волнует их.

Будда всегда подчеркивал, как важно поддерживать отношения между монашеской общиной и мирянами. Для буддийского общества особенно важен вопрос о том, как мирянин проживает свою жизнь и каким образом воспитывает своих детей. Так Будда сказал:

«Мудрый человек должен избегать невоздержанности, как будто это сама преисподняя с раскаленными углями. Тот, кто не способен жить в безбрачии, по крайней мере, не должен нарушать чистоту жены, принадлежащей другому мужчине.

В отношениях между родителями и детьми дети должны:

· поддерживать своих родителей

· исполнять свои обязанности по отношению к родителям

· поддерживать свою семью и семейные традиции

· быть достойным своих предков

· подавать милостыню в память умерших и родственников

Родители должны:

· удержать детей от греха

· направлять детей на путь истинный

· заботиться об их воспитании

· следить за тем, чтобы они вступали в брак в нужном возрасте

· передавать им их наследство

В отношениях между мужем и женой муж должен:

· быть внимательным по отношению к жене

· уважать ее

· быть верным

· заботиться о ее авторитете

· обеспечивать ее одеждой и украшениями

Жена должна:

· хорошо исполнять свои обязанности в качестве домохозяйки

· быть гостеприимной по отношению к родственникам

· быть верной

· беречь семейный достаток

· быть умелой и трудолюбивой, исполняя свои обязанности

Рождение и воспитание ребенка

Существует традиция, в соответствии с которой женщина, готовящаяся стать матерью, еще до рождения ребенка должна посетить храм, чтобы получить благословение от монахов. Вскоре после того, как малыш родится, его также несут в храм, чтобы он получил благословение. Многие буддисты дают своим детям имена, начинающиеся с благоприятных звуков, и она может подсказать, насколько выбранное имя подходит вашему ребенку. Некоторые семьи на Западе дают своим детям восточные имена.

Школьное обучение детей заключается в приобщении их к буддийским ценностям. В Сигаловаде- Суттанте излагается пять правил поведения ученика по отношению к учителю, а также пять правил поведения учителя по отношению к ученикам.

Правила, предписываемые ученикам требуют, чтобы:

1. ученики вставали со своих мест в знак приветствия

2. ждали учителя

3. имели желание слушать его

4. оказывали ему личные услуги

5. относились к нему с уважением

В переносном смысле речь идет о том, что ученики должны высказывать усердие проникать в суть наставлений учителя, быть внимательными, повиноваться учителю, выполнять задания.

Учитель должен проявлять сострадание и любовь к ученикам, обучать и тренировать добросовестно, но также и весело, наблюдая за тем, что бы они усваивали все искусства и ремесла одинаково успешно. Причем обучать подопечных он должен в уважительной мере, которую применяет по отношению к друзьям, а еще он должен быть им защитой.