logo
Многообразие традиционных женских головных уборов Белгородско-Оскольского региона, их знаковая функция

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одежда - один из устойчивых компонентов народной культуры. На формирование стиля народной одежды Белгородско-Оскольского региона в значительной степени оказали влияние переселенцы из Литвы, Украины, Польши, что прослеживается в орнаментике, мотиве вышивки «крестом» нитями красного, черного и желтого цвета, в деталях одежды.

Важную роль в законченности женской одежды принадлежала головному убору. Форма старинного головного убора и прическа были взаимосвязаны. Головные уборы девушек отличались от головных уборов замужних женщин. В Староосколье в XIX - начале XX века возрастные различия в головных женских уборах были с детства. Девочки до 12 лет носили парчовую повязку; головными уборами взрослых девушек были перевязка, лубяной обруч, венок и платок.

Кичкообразный головной убор с «сорокой» был общерусским национальным, хотя имел в разных районах свои особенности. Он состоит из многих частей: «кичка» или «роги» - твердая основа, собственно «сорока», покрывающая «роги». Полагают, что головной убор «сорока» предшествовал появлению кокошника.

В Оскольском крае в XVI-XVIII столетиях бытовал и полотенчатый головной убор, который стал составной частью сложного головного убора (кички, сороки, кокошника), являясь его наружной покрывной частью. Такую же роль выполнял и платок, сначала белый домотканый, позднее - сшитый из фабричных тканей, также достаточно древний головной убор всех восточных славян. В начале XX века платок становится основным, самодеятельным головным убором, как девушек, так и женщин, что привело к постепенному стиранию различий в девичьих и женских головных уборах.

Таким образом, традиционные женские головные уборы - это предметно-символическая летопись истории Оскольской и Губкинской территорий. Их постепенное исчезновение связано со сменой социально-культурных приоритетов и ускорения научно-технического прогресса с революционизирующими процессами во всех сферах общественного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма [Текст] / Л.В. Беловинский. - М.: Искусство,1997. - 342 с.

2. Ботова С.И. Рукотворная краса земли Белгородской [Текст] / С.И. Ботова, Г.А. Приставкина, А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000. - 234 с.

3. Горожанкина С.В. Русский народный свадебный костюм [Текст] / С.В. Горожанкина. - М.: Зерцало, 2003. - 287 с.

4. Емельянова М.И. Эволюция русской народной одежды Оскольского края (2-я половина XIX - начало XX века): историко-этнографическое исследование [Текст] / М.И. Емельянова. - Старый Оскол: Изд-во «Роса», 2008. - 240 с.

5. Еремина Е.В. Живая традиция народного костюм [Текст] / Е.В. Еремина // Памятники Отечества. Вся Россия. Святое Белогорье: иллюстрированный альманах. - 2000. - №50. - С. 101-103.

6. Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Изд-во «Истоки», 2005. - 96 с.

7. Каргин А.С. Народная художественная культура [Текст] / А.С. Каргин. - М., 1997. - 356 с.

8. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта [Текст] / М.В. Короткова. - М.: Русское слово, 1998. - 356 с.

9. Курносенко Н. Тайны бабушкиного сундука [Текст] / Н. Курносенко // Эфир Губкина. - 2005. - 22-29 дек.

10. Народная художественная культура Белгородчины [Текст] / М.С. Жиров; Науч. консульт. проф. Т.И. Бакланова; Рец.: проф. Т.Я. Шпикалова, проф. Г.Я. Никитина. - Белгород: Облтипография, 2000. - 266 с.

11. Никулов А.П. Оскольский край / А.П. Никулов. - Курск, ГУИПП, 1997.- 576 с.

12. Славянский мир [Текст] / Сост: Р.В. Андреева, В.В. Будаков, Л.Ф. Попова. - Воронеж: Центр духовн. возрожд. Чернозем. края, 2001. - 272 с.