Многообразие традиционных женских головных уборов Белгородско-Оскольского региона, их знаковая функция

реферат

2. КИЧКООБРАЗНЫЕ ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. ИХ ЗНАКОВО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Кичкообразный головной убор с «сорокой» был общерусским национальным, хотя имел в разных районах свои особенности. Он состоит из многих частей: «кичка» или «роги» - твердая основа, собственно «сорока», покрывающая «роги». Полагают, что головной убор «сорока» предшествовал появлению кокошника. В названиях и «сороки», и «кокошницы» заложен образ птицы, что говорит об их древних истоках. Среди деталей «сороки» есть крылья и хвост, а на ее золотых вышивках встречаются изображение птиц. Для изготовления кички полосу ткани простегивали несколько раз, подкладывали твердую основу подковообразной формы. Заканчивалась кичка «рогами», обращенными назад. В подшитую к ней полосу кумача укладывали поднятые на темя косы. Подзатылень надевали на затылок и завязывали шнурками поверх кички, как бы обертывая голову с затылки и с висков.

Сороку не надевали на голову, а прикрепляли сверху кички надо лбом. Ее шили из кумача с бисерным подзатыльнем.

Кичкообразные головные уборы в Старооскольском регионе входили в женский комплекс с понёвой, который носили, как и повсеместно в Курской губернии преимущественно помещичьи и монастырские крестьяне. О рогатых кичках вспоминали старожилы в бывших владельческих селениях: Готовье, Стойло, хутор Меловой Брод, Никольское, Коробково. Головные уборы зависели от возраста и семейного положения женщины. В первые годы замужества «молодухи» носили рогатые кички, а после рождения первого ребенка нередко меняли их на безрогую кичку или повойник. Тот же обычай соблюдался и с нарядными кокошниками. Старые женщины совсем не носили рогатых головных уборов. Считается, что «рога» являлись подражанием рогам животного, а «сорока» - птице [6, с.99].

Основными составными частями этого головного убора были: нижняя её часть - кичка, рога («волосник») - мягкая шапочка с твердым очельем, надевав непосредственно на волосы; верхняя нарядная часть из ткани - сорока, надев на кичку, обычно мягкая, но может быть и с твердой основой; позатыльник (позатылень) - мягкий, из ткани, нередко из бархата, или более твердый, большей частью бисерной поднизью, закрывающий волосы сзади; налобник - полоса ткани с завязками, украшенный край его выпускался на лоб из-под сороки.

Отдельные компоненты сложного кичкообразного убора в Староосколье могли одеваться самостоятельно или в иных сочетаниях. Например, кичку в будни носили под платком без сороки и позатыльника, иногда с кокошником; с кокошником могли носить и позатыльник; налобник - с платком или кокошником и т.д.

Кичка (рога, «волосник») - один из наиболее древних компонентов русского головного убора. Упоминание о ней впервые встречается в русских письменных источниках XIV века, но, по археологическим материалам, кичка датируется более ранним временем, о чем уже говорилось во II главе.

Кички были довольно разнообразны по форме: а) рогатые; б) копытообразны в) лопатообразные; г) котелкообразные, в том числе в виде обруча, овала, полуовала и т.п.

По данным исследований М.И. Емельяновой, в Старооскольском уезде в XIX веке вплоть до его конца были распространены преимущественно рогатые кички разной формы. Старожилы называли также лопатообразные кички, иногда кички в форме полуовала на твердлубяной или матерчатой основе, но без рогов, хотя их тоже считали «рогатыми». Это говорит о том, что в одной и той же местности могли бытовать одновременно различные варианты кичек, и весьма трудно строго связать один какой-либо вариант кички с определенным регионом бытования сорок [4, с.116].

Основу кички составляет укрепляемая надо лбом или на макушке передняя твердая часть, изготовленная из простеганного в несколько слоев или проклеенного холста, холщовых валиков, набитых соломой, куделью; основа могла быть изготовлена из луба, бересты, деревянных дощечек. Сзади кичка затягивалась на вздержку, плотно облегая голову. Форма передней части кички давала ей название: в виде рогов, направленных вверх или назад (рогатые кички); в виде лопаты (лопат образные кички), в форме конского копыта (копытообразные), а также в виде круга или полукруга (котелкообразные кички).

Кичку надевали на голову на уровне лба и тщательно закрывали женские волосы, затем шнуром фиксировали ткань на голове, несколько раз обвязав шнуром рожки и закрепив его. Затылок прикрывали позатыльником (позатыльнем)

Кичка служила лишь каркасом для верхнего головного убора и как самостоятельный головной убор не употреблялась.

Поверх кички в праздник надевали сороку, в будни - платок. Форма сорок соответствовала форме кички. Она шилась из 2-х (иногда из 3-х) кусков холста, покрытого кумачом, шёлком, бархатом. Передняя часть сороки называлась «чело» «очелье», «чёлышко» и украшалась богато вышивкой золотой нитью или делалась из галуна. Боковые части сороки - «крылья», задняя часть - «хвост» («позатыльник», «позатылень»). Д.К. Зеленин высказал предположение о том, что свое название «сорока», возможно, получила от птицы сороки, на которую похожа благодаря своей пестрой расцветке. В то же время есть немало оснований связать это название с древнерусским словом «сорочка» в значении «воротник рубашки, расшитый бусами или вообще как-то украшенный» [4, с.117].

Мотив подражания животным в одежде, головных уборах по своему происхождению очень древний, так как известен многим народам на ранних ступенях их развития. Б.А. Рыбаков пишет: «Очевидно, такая повсеместность свидетельствует о том, что культ небесных оленей или лосих как культ Прародительниц животного мира является отголоском общей для всех народов стадии мезолитическо-неолитического охотничьего и оленеводческого быта».

В представлениях славян, небесная Лосиха не только Прародительница всего сущего, не только Хозяйка Вселенной, но также берегиня, охраняющая человека от всяких бед и напастей. А рога для ребенка и его матери, особенно для роженицы, служили оберегом от злого духа и от дурного глаза.

В XIX веке таким оберегом, по словам Д.К. Зеленина, чаще всего служил печной ухват, форма которого и название «рогач» напоминают о паре рогов. Существование такого обычая в Оскольском крае подтверждают и наши исследования. Так, например, в селе Березово (ныне Горшеченский район) недавно родившая женщина, чтобы уберечь себя и ребёнка от опасностей и злых людей, выходя из дому, брала с собой рогач. В селе считали, что рогач напоминает бычьи рога, т.е. мужское начало, и способен защитить женщину и ребёнка от беды.

Этот обычай соблюдался березовцами ещё и в 1930-1940-е годы. Обычное число рогов на головном уборе - два. Истоки этой моды Д.К. Зеленин находит в том, что в древности и в средневековье двурогие мужские головные уборы, особенно шлемы, носили в Европе воины, священники и государи. Нередко женщины носили в те времена одежду своих мужей. Постепенно ношение двурогого головного убора, очевидно, стало женским.

Рога на кичке обычно были лубяными и достигали раньше 20 см и даже более. Письменные источники свидетельствуют, что в южновеликорусских губерниях в XIX столетии духовенство боролось с высокими рогами женщин, не допуская их к причастию и не позволяя им посещать церковь. Такую же борьбу вели некоторые помещики, старавшиеся одевать своих крепостных по последней моде [4, с.117].

В Старооскольском уезде среди бывшего однодворческого населения широко бытовал специфический двухгребенчатый или седлообразный кокошник, который женщины носили с сарафаном. Кокошник был богато украшен и покрыт широким золотым галуном. Его отличали высокое округлое очелье и верх, напоминающий седло - два идущих поперек головы гребня, из которых передний закруглен, а задний более высокий. Кокошник обычно надевали с налобником - узкой полоской орнаментированной ткани, завязывавшейся вокруг головы; позатыльником - прямоугольным куском ткани на твердой основе, а также платком, сложенным в виде полосы и укладывавшимся по очелью. Концы платка спускались на спину или, перекрещиваясь на затылке, затыкались с боков.

Кокошники носили не только в сёлах, но и в городах. Так, А.П. Никулов пишет, что в Старом Осколе они бытовали вплоть до середины XIX века [11, с. 480]. При надевании кокошник слегка сдвигали на лоб, затылок прикрывался позатыльником, сделанным из холста с надставкой из бумажного бархата малинового цвета и украшенным блестками, бисером, бусинами, шитьем золотой и серебряной нитью. Подзатыльник укрепляли тесёмками и завязывали их на темени. Поверх кокошника иногда повязывали красную ленту или шёлковый платок, который складывали с угла на угол, обертывали вокруг кокошника и завязывали спереди.

Наиболее распространены среди богатых крестьян были жемчужные кокошники. В Старом Осколе кокошники с жемчужными украшениями имелись только в очень состоятельных купеческих семьях. Жемчужные кокошники стоили очень дорого и не случайно были доступны только богатым людям. Некоторые купеческие кокошники в середине - второй половине XIX века стоили по нескольку тысяч рублей. Их очень ценили, берегли, надевали по самым большим праздникам; они входили в состав приданого и передавались по наследству. В народном представлении жемчуг вместе с серебром и золотом был своего рода мерилом красоты и богатства.

Таким образом, кичкообразные женские головные уборы имели ярко выраженный обереговый смысл, что характерно для одежды древних славянских племен. Кокошники же стали настоящим произведением искусства, символом русской традиционной культуры.

Делись добром ;)