logo
Масленица. Масленичные песни

Введение

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков.

Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) -- праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.

До крещения Руси (введения христианства) Масленица (Комоедицы) отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню весеннего равноденствия, и 7 дней после этого дня.

Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню зимнего солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней. Поэтому после крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи, на восьмой предпасхальной неделе.

Масленица -- это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло.

Из истории Масленицы

С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени -- последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной, сырницей. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост.

В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы -- примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту -- время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина. Вселенская Родительская суббота (9 марта) и Неделя о Страшном суде (10 марта) -- повествование о начале и конце человечества. Последний день масленицы -- Прощеное воскресенье. В церкви в этот день вспоминают изгнание Адама из рая, а в народе прощаются с зимой и еще одним прожитым годом.

И.П. Сахаров писал: «Все дни масляной недели имеют свои особенные названия:

Встреча-понедельник,заигрыши-вторник,лакомка-среда,разгул, перелом, широкий четверг-четверток, пятница-тещины вечерки, золовкины посиделки-суббота, проводы, прощанья, прощеной день-воскресенье1».

Понедельник -- встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. С понедельника начинали печь блины. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины. В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает - погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам.

Вот как характеризовался первый день наступления праздника:

Понедельник - встреча

А мы Масленицу встречали,

Повстречали, душа, повстречали,

На горушке побывали,

Блином гору выстилали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

Поливали, душа, поливали..

(Воронежская губерния)

Вторник -- заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны -- просим жаловать». Молодых заставляли целоваться.

Среда -- лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Но ничего не попишешь: "хоть себя заложи, а Масленицу проводи!"

Четверг -- широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам. В древности катание имело особый смысл: оно должно было помочь движению солнца. Среди казаков была популярна игра «взятие снежной крепости»,которая проводилась на реке. Начинался настоящий разгул: возили чучело на колесе, катались, пели песни, колядовали. Особенно дети.

Пятница -- тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Суббота -- золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.. Развлечения и забавы нарастали как снежный ком, и наконец в субботу российский карнавал достигал своего апогея. И днем, и вечером все театры, цирки, балаганы, московские и загородные рестораны и трактиры были переполнены.

Последний день Масленицы -- прощёное воскресенье. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Торжественно сжигали «чучело Масленицы».

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и "парили" молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Обряды. Игры

Катание.

Катались всю неделю, начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины катали детей - для того, "чтобы лен долгий, хороший вырос". Праздничная форма катаний - "наперегонки".

Катания ряженых; персонажи ряжения в Масленицу аналогичны святочным, но представлены в сокращенном виде.

Ритуальные игры.

Одна из обрядовых игр в Масленицу - " шелыга "("хохлатая шелёга"). Ритуальные бесчинства - таскали по деревне соху, лодку (принесут тем, кто дружит между собой), на крыши домов бороны затаскивали.

Игра "в Калашникова" .

Есть два варианта. Вариант первый - двое садят друг другу в грудь кулаками поочереди, пока кто-нибудь не сдастся. Вариант второй - на землю кладут две палки. Выигравшим считается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить (или улететь) за палку. Наносить удар в область сердца считается неэтичным.

Сожжение чучела зимы.

Обычно «чучело», представляющее собой пук соломы в платке, завязанном «по-бабьи», и кофте, православные ставили на дрова, сложенные в виде колодца, внутри которого зажигали огонь. Иногда в роли "Чучела" выступали живые ряженые люди, которых возили по деревне, а ближе к концу праздника вывозили и сваливали в снег. С чучелом озоровали в течение Масленичной недели, подводя под окна и пугая народ. Однако чаще всего масленицу сжигали. Иногда чучело -- "Сударыню-Масленицу" ставили на сани вдвоем с красивой девушкой, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу. За Масленицей шествовали другие сани -- сопровождая её. Шествие заканчивалось сожжением Масленицы за околицей деревни, в поле. Обычай сжигать Масленицу показывает, что она олицетворяла зиму, мрак, холод.В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало (по аналогии с комоедицей) -- похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем -- обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия], к костру приносили блины и угощали друг друга; через костер прыгали; вокруг него водили хороводы ,при этом пели корильные песни, в которых Масленицу упрекали за то, что наступает Великий пост. Ей давали обидные прозвища: мокрохвостка, кривошейка, блиноеда. Могли исполнять пародийные похоронные причитания. У горящего костра люди на Руси кричали: «Куды дым, туды блин, туды Масленка!», «Прощай, Масленаерзовая!», «Гори-гори, Масленица, чтобы не погасла.» приходу солнечного тепла должны были помочь костры, которые раскладывались на высоком месте, а в середине укреплялось колесо на шесте- когда оно загоралось, то оказалось изображением солнца

Чистый понедельник.

С чистым понедельником связано представление о том, что необходимо как можно дольше спать и позже встать утром, чтобы вырос хороший лен.

«В чистый понедельник поедут по деревне с позвонками, веники к дуге на лошадей привяжут. Стол поставят на сани. Лодку везут, в лодке сидят».

(Архив.-Тетр.1987,эксп.1.-№390).