logo
Культурное наследие Гомеля

2.5 Часовня-усыпальница князей Паскевичей

Фамильная часовня-усыпальница бывших владельцев имения, представляет собой яркий образец усадебной архитектуры культового назначения последней четверти XIX в. (Усыпальница - склеп для погребения членов одного рода, одной семьи или какого-либо выдающегося деятеля).

В этом памятнике, выполненном в так называемом "русском стиле" сочетаются декоративно-прикладное искусство и живопись [10].

Часовня-усыпальница семьи Паскевичей устроена в виде двухчастного архитектурного комплекса, в наземную часть которого входит часовня квадратное в плане кирпичное сооружение высотой 18 м, накрытое высоким восьмигранным шатром с луковичной главкой. Аналогичные главки венчают углы основного объема. Склеп для захоронений (усыпальница) оформлена небольшим наземным объемом-входом, откуда лестница ведет в подземный сводчатый тоннель длиной 32 м. Стены и своды усыпальницы оформлены колотым камнем, покрытым глазурью, торцовая стена - мозаичным панно и резьбой по мрамору. В декоративном убранстве сооружения использованы причудливые по форме керамические колонки, скульптурные кокошники, розетки, карнизные пояса, позолоченные купола и полихромные майоликовые плитки с растительной орнаментикой [5, с. 102].

Идея создания родовой часовни-усыпальницы в Гомеле принадлежала сыну известного российского военачальника генерала-фельдмаршала Ивана Федоровича Паскевича Федору Ивановичу Паскевичу, владевшему Гомельским имением с 1856 по 1903 г. Возведение фамильного склепа началось в 1865 г. с длительного процесса по решению вопросов "о разрешении построить фамильную часовню на городской земле" и о разрешении эксгумации и перевозки в Гомель останков его родителей из польского имения в селе Ивановском Люблинского воеводства, а также бабушки и дедушки из имения Щеглицы на Могилевшине.

Проект часовни был составлен московским архитектором Евгением Ивановичем Червинским, ее строительство началось в 1870 г. и продолжалось 19 лет. За этот период, кроме непосредственно строительных работ, решались юридические вопросы, определялись архитектор и подрядчики (Максимилиан Егорович Месмахер и Оскар Эмильевич Вегенер) [13, с. 171].

Летом 1879 Г., когда в основном часовня-усыпальница была готова, с участием архитектора Месмахера решались вопросы по изготовлению гранитных ступеней и цоколя. 20 июня этого же года были готовы семь кусков цоколя, в августе - 16 кусков цоколя и 27 ступеней. Подряд на доставку каменных изделий в Гомель на берлин аж по Днепру и Сожу получил от Тузини и Росси некто Задолинный (Задолинский). Комиссионером, т.е. лицом, принимавшим на себя заключение сделок с подрядчиками в Киеве, был Константин Николаевич Иванов.

В то же самое время летом 1879 г. на Варшавской фабрике машин изготавливались медные золоченые купола часовни. Гомельский мастердеревщик мещанин Яков Станиславович Зудзицкий в апреле 1882 г. подрядился сделать дубовые двери из материала, взятого в управлении имением [15, с. 211].

С.И. Садиков выполнил полихромные росписи с древнерусскими мотивами в виде композиций из переплетающихся цветов, листьев, побегов и прорастающего восьмиконечного креста. Они заключены в повторяющиеся арочные изобразительные своды, окаймленные орнаментальными живописными бордюрами растительного характера. В некоторых арках даны тексты из Евангелия, над входной дверью находилось изображение Спаса Нерукотворного.

К типичным образцам декоративно-прикладного искусства, выполненным в "русском стиле", относятся мраморные, мозаичные, терракотовые и майоликовые изделия фамильной усыпальницы Паскевичей.

Ее внешнее убранство напоминает элементы церкви Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649-1652) которая, по словам исследователя древнерусского искусства Льва Любимова. Как бы игрушка, вынутая из шкатулки... весь этот храмик с его тонкой разделкой стен, "пеняшихся" обилием кокошников, и красивыми наличниками - как бы чудесная "каменная песенка". Заимствованная в искусстве ХVII в. белокаменная резьба мастерски исполнена и в алтарном наличнике, где размещалась не сохранившаяся до нашего времени икона, и для имитации златых врат в усыпальнице [5, с. 118].

В усыпальнице похоронено восемь Паскевичей, в том числе генерал-фельдмаршал И.Ф. Паскевич с женой Елизаветой Алексеевной, родители генерала-фельдмаршала, а также две его дочери, сын и внучатая племянница. Последняя была фрейлиной при императорском дворе и погибла в возрасте восемнадцати лет, упав во время выезда с лошади. Часовня и усыпальница получили значительные повреждения в годы Великой Отечественной войны, в 1968 - 1975 гг. здесь была проведена частичная реставрация, продолжить которую планируется в будущем.