logo
Культурное наследие Гомеля

2.3 Дворец Румянцевых-Паскевичей

Визитная карточка Гомеля - дворцово-парковый ансамбль русских аристократов Румянцевых и Паскевичей.

Комплекс является памятником архитектуры второй половины XVIII-XIX веков. Входит в список белорусских историко-культурных ценностей, представленный в ЮНЕСКО для включения в перечень Всемирного культурного наследия. А по концентрации и сочетанию элементов, их значимости не имеет аналогов на территории Беларуси [10].

За всю свою долгую историю Гомель много повидал на своём веку. После того, как Гомель подарили Румянцевым - Паскевичам началась новая история жизни нашего города, появился красивый парк и первая городская больница, затем, во время войны, большая часть Гомеля была разрушена и вновь воссоздана.

Возвышаясь над быстротечной рекой Сож, утопая в зелени парковых деревьев, стоит дворец Румянцевых-Паскевичей, как символ эпохи, как символ самого Гомеля. Усадьба гомельских князей, кажется, даже с течением времени сохранила свою утонченность и черты аристократизма. Все те же залы и галереи, все те же комнаты и балконы. А, поднимаясь под самый купол башни дворца, можно полюбоваться отрывающимся видом па извилистые зеленые берега реки. Складывается впечатление, что даже сегодня залы и комнаты дворца наполнены жизнью [1, с. 182].

И только одно прикосновение к старинной вещи, только один взгляд в потемневшее от времени зеркало, перенесет в грациозный и величественный 18 век. Порой кажется, что стены этого величественного сооружения всегда были частью Гомеля. Даже не возникает мысли, что ранее на месте каменных стен дворца находился деревянный замок, как центр древнего города. Грандиозная же перестройка как дворца, так и всего города, началась с того момента, как князь Румянцев за отличие в русско-турецкой войне получил в подарок от Екатерины II Гомель.

Княжеский дворец строился с особым размахом, который свойственен всем сооружениям 18 века. Архитектура дворца Румянцевых-Паскевичей отражает в себе весь шик классицизма и плавность линий романтизма.

В 1834 году дворец был куплен известным полководцем Иваном Федоровичем Паскевичем графом Эриванским князем Варшавским. При нем осуществляется реконструкция и достройка дворца, а также разбивка вокруг него парка по проекту польского архитектора А. Идзковского [3, с. 223].

И.Ф. Паскевич - это и талантливый фельдмаршал, и помещик-крепостник, и колонизатор, не будем забывать о том, что определенная часть его жизни связана с нашим Гомелем, который обязан ему, как и его предшественникам, дальнейшим развитием и расцветом. Гомельский дворец графа Румянцева это не только величественное задние, памятник культуры и искусства, это еще и величайшая загадка для историков и архитекторов. Ведь до сих пор доподлинно не известно, по проекту какого зодчего был построен дворец. В екатерининскую эпоху очень часто проектирование и строительство усадеб, загородных домов и резиденций поручалось иностранным архитекторам. Румянцев, без сомнения, был человеком состоятельным и мог себе позволить заказать такой дорогостоящий архитектурный план во Франции или Италии. Но исследования историков опровергают эти факты. Поскольку Румянцев, как человек военный, не привык к изяществам и утонченности, свойственной заграничным архитекторам. Именно поэтому бытует мнение, что проект гомельского дворца мог осуществить кто-то из проверенных архитекторов, которые уже работали с графом [10].

Среди таких зодчих часто звучит имя Якова Никитича Алексеева. Яков Алексеев присутствовал при строительстве дворца с самого его начала. К тому же это был достаточно образованный и квалифицированный архитектор, который также принимал участие в военных действиях во время русско-турецкой войны. То, что этот мастер попал в поле зрения графа Румянцева можно связать еще и с тем, что Петр Александрович, как человек известный в военных кругах, мог набирать себе работников и мастеров посредствам военной канцелярии. Именно там и числился Яков Алексеев. Однако многочисленные историки утверждают, что граф Румянцев не мог доверить строительство гомельского дворца, который стал своеобразным подарком самой императрицы, обыкновенному зодчему. Существует версия, что Петр Александрович заказал проект у одного из популярных в то время столичных архитекторов. А Яков Алексеев являлся простым исполнителем уже придуманного кем-то плана. Конечно, он сыграл немаловажную роль при возведении здания. Именно Алексеев помогал графу определиться с местом строительства, был ответственен за закупку необходимых материалов, и непосредственно руководил строительством, раздавая задания мастерам. Но даже такие факты не убеждают историков в том, что действительно Яков Алексеев спроектировал гомельский дворец [11, с. 134].

Из переписки графа со своей женой всплывает еще одно имя возможного архитектора гомельского дворца - Фельтена. Но и этот зодчий выделялся особым стилем, в котором присутствовали овальные формы, витиеватые украшения из лепнины и длинные прямоугольные окна. Всего этого тоже нет в образе гомельского дворца, выполненного в виде палладианского сооружения, строившегося вокруг центрального купола. Таким образом, сейчас сложно назвать имя истинного архитектора гомельского дворца. Своеобразный стиль строения не соответствует ни одному почерку зодчих 18 века. Возможно, это мог быть какой-то молодой архитектор, проект которого сразу же приглянулся графу Румянцеву.

Двести лет уже стоит дворец в центре Гомеля и является его ядром. Но насколько образ гомельского дворца конца 18 века соответствует облику нынешнего здания? Ведь с течением времени дворец мог достраиваться и перестраиваться, он мог быть поврежден войной и пожарами. Но тот факт, что усадьба Румянцевых-Паскевичей стоит на прежнем месте говорит о том, что даже в неспокойные годы гомельчане стремились сохранить его таким, каким он был изначально. Вернуться в 1780 год, в то время, когда было окончено строительство дворца, и посмотреть, что он собой представлял, можно при помощи исторических источников, описей и планов, сохранившихся до наших дней. Конечно, стоит отметить, что ранних описаний дворца не осталось. Только существует опись имущества и материальных ценностей, относящаяся уже к 1805 году, когда дворцом владел сын графа Николай Румянцев [7, с. 119].

Первые же изображения и планы сооружения, появились в 1833 году после того, как Гомель вместе с дворцом перешел к военному ведомству. Их можно считать наиболее достоверными. Поскольку сделаны они были до перестройки дворца 1837 года. Во время реконструкции, тоже были сделаны планы дворца, некоторые фотографии и описания интерьеров, которые характеризуют сооружение. Гомельский дворец графа Румянцева, построенные в конце 18 века, как и сейчас, отличается компактностью [10].

Он стоит на высоком цоколе, имеет квадратный бельведер с куполом, Бельведер с куполом является центром композиции и находится над залом, обставленным колоннами. Колонны дворца украшались лепниной, а фасады здания - пилястрами. Все это закономерно, ведь при строительстве и декорировании постройки архитекторы руководство вались, конечно же, теми модными тенденциями, которые диктовала эпоха. Поэтому и в облике гомельского дворца уже при его закладке возникают причудливые итальянские украшения и коринфские пилястрами, колонны и портики, металлические балюстрады и величественные каменные лестницы [5, с. 73].

Нужно отметить, что гомельский дворец со стороны города и со стороны парка выглядел по-разному. Достаточно строгий главный фасад здания придавал определенную официальность его владельцу. Фасад со стороны парка более своеобразен. Он отличается палладианскими окнами и имеет более игривые формы, говорящие о великолепном эстетическом вкусе, как архитектора, так и хозяина усадьбы. Всю постройку венчал бельведер. Изначально, еще до реконструкции, которая превратила четвертый этаж в жилое помещение, эта часть здания выполняла функции по освещению всего основного зала. И выглядел бельведер несколько иначе. В основном окна его были прямоугольными, только в середине красовались большие термальные окна. Купол, завершавший бельведер, имел более плоскую форму, не было изначально и парапетов и скульптур на кровле здания. Все это появилось позже, во время реконструкции дворца.

Со сменой хозяина происходят некоторые изменения и с дворцом. Главный зал остается практически нетронутым, только освещавший помещение бельведер перестраивается в жилые комнаты, тем самым он теряет свое первоначальное значение. Практически не сохранилось сведений о том, какими были покои княжеской семьи. Ведь каждый новый хозяин перестраивал второй этаж в зависимости от своих предпочтений, поэтому говорить о первоначальном облике этой части дворца не приходится. Пересматривая разнообразные исторические сведения, можно сказать, что гомельский дворец, построенный графом Румянцевым, не считая некоторых преобразований и перестроек, сохранился до наших дней в своем первоначальном облике [10].

исторический культурный духовный гомель