logo
Культура Вологодского края

2.2 Архитектура

Наиболее заметны достижения архитектуры 18 века. Это в основном т.н. «храмовое строительство» - то есть строительство церквей.

Многие из них сохранились и доныне.

Таблица 1. Церкви Вологды 18 века Лукомский Г.К. Вологда в её старине. - Вологда, 1982.

Название церкви, часовни, монастыря

Дата постройки, перестройки

Год закрытия (разрушения)

Приходские церкви

Антипьевская церковь

1777

1930

Богородицы на Нижнем долу

Перестр. в 1779

1930

Богородицы на Верхнем долу

Нач. 18 в. 1925 (1928)

Воскресения Христова на Ленивой площадке

1762-1763

1930 (1936)

Варлаама Хутынского (теплая) (Засодимского, 14а)

1777-1780

Владимирская церковь (холодная) во имя иконы Богородицы Владимирской (ул. Благовещенская, 46а)

1759-1764

1928

Власия Севастийского

1714

1930

Гавриила Архангела (Бурмагиных, 30)

1778-1780

1930

Георгия Победоносца на Наволоке (теплая)

Нач. 18 в.

1930

Дмитрия Прилуцкого на Наволоке (холодная) (наб. VI Армии)

1710-1711

1930

Великомученицы Екатерины во Флоровке

1776

1930

Зосимы и Савватия святителей Соловецких

1759-1773

1928-1929

Знамения Пресвятой Богородицы (теплая) см. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни (наб. VI Армии)

1748

Иоанна Предтечи в Рощенье (Советский пр., 1)

1710-1717

Иоанна Богослова (Маяковского, 16а)

1744

1930

Леонтия Ростовского

1758

1930

Мечеть

Святителя Николая Чудотворца на Сенной площади (пл. Революции)

1713-1777

1924 (1928)

Николы Золотые кресты, или Николы на Горе (Парковая, 17)

Кон. 17 - нач. 18 в.

1930

Святых Апостолов Петра и Павла в Новинках (Советский пр., 69)

1772

1930

Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене (ул. Первомайская, д. 12)

1704-1709

Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу (ул. С. Орлова)

1778-1780

Спаса Преображения на Болоте

1768

1930 (1937)

Сретения Господня (наб. VI Армии, 85)

1731-1735

1930

Троице-Герасимовская на Кайсаровом ручье (Бурмагиных)

1717

(1930)

Успения Богородицы (теплая), см. Димитрия Прилуцкого (наб. VI Армии, 121)

1750-1759

Цареконстантиновская, см. Святых Равноапостольных царей Константина и Елены

Кон. XVII в.

Бесприходные и приписные церкви

Александра Невского (ул. С. Орлова)

Нач. 18 в.

Церковь во имя иконы Казанской Богоматери на Торгу (на Болоте)приписана к ц. Покрова (Старая торговая пл, 6)

Перестр. в 1760

1929

Михаила Архангела приписана к Иоанно-Богословской (Маяковского)

1780

1925 (1926)

Кладбищенские церкви

Лазаря Праведного (ул. Бурмагиных, д. 50)

1775-1790, 1887

Соборные храмы

Воскресенский собор (теплый)

1772-1776

1938

Монастырские храмы

Горне-Успенский женский монастырь:

Надвратная во имя Алексия человека Божьего (Парковая, 19а)

1709-1714

Ильинский мужской монастырь:

Варлаама Хутынского (теплая)

1780

Воздвиженский мужской монастырь

неизвестно

в XVIII в.

Опишем некоторые из сохранившихся храмов.

1. Церковь Лазаря Праведного (1775-1790)

Лазаревская Горбачевская церковь находится на окраине города, в той его части, которая прежде называлась Верхним посадом и которая в течение многих столетий была крупнейшим христианским центром края Башенькин А.Н., Кукушкин И.П. Древняя Вологда. В кн.: Вологда. Краеведческий альманах. Вып. 1. - Вологда, 1994. .

Согласно летописи Лазаревской кладбищенской церкви, указ об отведении земли на Горбатом поле под новое кладбище и о постройке на нем церкви был издан в 1775 году. По названию этой местности, кладбище и церковь на нем впоследствии стали именоваться Горбачевскими.

В 1777 году был построен теплый храм, правый придел которого был освящен во имя Димитрия Солунского (в память церкви Дмитрия Солунского, что у Убогих домов, располагавшейся в той же части города, что и нововозведенный храм). В документах новая кладбищенская церковь первоначально именовалась Димитриевской. Левый придел храма был освящен во имя великомученика Феодора Стратилата.

В 1790 году новый староста церкви Матвей Федорович Колесов обращается к Вологодскому архиепископу Иринею с просьбой освятить церковь во имя Святого Лазаря Праведного 1 мая 1790 года. С момента освящения церковь официально стала называться Лазаревской.

Она была каменной, одноэтажной и находилась в связи с теплой церковью и колокольней. Холодная церковь была одноглавой, теплую украшали две небольшие главы. Деревянные главы были обиты листовым железом с коваными крестами. К церкви была пристроена каменная восьмигранная колокольня с восьмью пролетами, оканчивающаяся каменным шатром и главкой с кованным "осмиконечным" крестом. Позднее к основанию церковной колокольни с северной и южной сторон были пристроены палатки, в которых были погребаемы купцы первой гильдии Колесовы - одни из богатейших жителей Вологды XVIII столетия.

В середине XIX века Лазаревская церковь обветшала и пришла в упадок, возникла необходимость в постройке нового храма. Организацией перестройки с 1865 года занялся вновь назначенный священник о. Иоанн Николаевич Анурьев.

Во второй половине XIX столетия Лазаревский храм был перестроен и приобрел тот вид, в котором сохранился до настоящего времени. Этот храм стал последним христианским зданием, построенным в Вологде. Он был сооружен по проекту известного вологодского архитектора Владимира Николаевича Шилькнехта, которому, в частности, принадлежал проект перестройки колокольни главной соборной Софийской церкви.

В период становления Советской власти Лазаревская церковь на Горбачевском кладбище оказалась в числе немногих вологодских храмов, избежавших закрытия (до 1937 года). В связи с этим церковь посещало такое количество прихожан, что войти в нее нередко было почти невозможно.

Лазаревский Горбачевский храм был открыт весной 1946 года, освящение его произвел епископ Вологодский и Череповецкий Иустин. Тем не менее, в те годы Лазаревская церковь в числе прочих находилась под пристальным вниманием влатей.

Лазаревская Горбачевская церковь своими христианскими памятниками - святынями, особо почитаемыми верующими, - едва ли не превосходит любой другой храм города, включая Рождество-Богородицкий кафедральный собор. Кроме христианских, с Лазаревской церковью связана память о святынях, имеющих общегородскую значимость. Это прежде всего часовня Белоризцев, которая с XIX столетия была приписана к Лазаревской Горбачевской церкви.

2. Церковь святых равноапостольных царей Константина и Елены (Кон. XVII в.)

Церковь Константина и Елены - один из лучших архитектурных памятников Вологды Приложение. Иллюстрации. Она находится между улицами, которые прежде назывались Константиновской (ныне - Проспект Победы) и Кобылкиной (ныне - К. Цеткин), близ Владимирской и Спасоболотской церквей.

Согласно писцовой книге, до 1600 года церковь была деревянной и уже к этому времени имела древнюю историю: она была построена в 1503 году на месте сретения (встречи) вологжанами местной святыни - иконы Чудотворца Дмитрия Прилуцкого, помогшей Ивану III одержать победу в казанском походе. Этот образ, взятый из Прилуцкого монастыря, после дарованной чудотворным образом победы был возвращен обратно, и на месте его встречи вологжане построили деревянную церковь. Отголоском этого события служит первоначальное название храма - в честь преподобного Дмитрия Прилуцкого, а позднее - одноименный придел. Как долго существовала деревянная Дмитриевская церковь и когда была построена каменная точно неизвестно. Судя по характеру архитектуры последней ее можно отнести к концу XVII века (впервые храм упоминается в 1691 году).

Каменная церковь Константина и Елены - великолепный образец того исключительно декоративного, узорчатого стиля в древнерусском зодчестве, который получил широкое распространение во второй половине XVII века. Для показаний эпохи расцвета московского зодчества и его влияния, эта церковь является одним из лучших примеров в Вологде.

Каменная Цареконстантиновская церковь двухэтажная, пятиглавая, трехпрестольная. Живописен силуэт храма со ступенчатым, нарастающим к центру ритмом масс. На подклетном этаже, над пониженными пристройками алтаря и паперти, к которой с запада ведет крыльцо с лестницей-всходом, возвышается основной кубический объем храма. Завершает его широкий карниз с раскреповками, два яруса нарядных кокошников и прекрасное по рисунку пятиглавие. Подчеркнуто декоративно и остальное убранство фасадов. Особенно эффектен главный входной портал, расположенный внутри паперти, кирпичный декор которого ни в чем не уступает лучшим порталам московских храмов середины XVII века. Роскошно крыльцо, вход на которое снизу устроен на четырех толстых кувшинообразные столбах, на них - купол, увенчанный небольшой главой с крестом. Общую живописность церкви Константина и Елены еще более усиливает стройная, восьмигранная колокольня с шатровым верхом, примыкающая к северо-западному углу паперти храма. Она представляет собой блестящий образец подобного рода древнерусских сооружений Вологды.

В церкви Константина и Елены существовало три престола: в верхнем, холодном храме - во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, в нижнем - на южной стороне во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого, на северной стороне -

Церковь Константина и Елены издавна славилась старинными иконами и иконостасом, несмотря на бедность храма и причта.

3. Церковь Варлаама Хутынского (1777 - 1780)

В XVI-XVII веках на месте современного архитектурного ансамбля, состоящего из церквей Ильи Пророка и Варлаама Хутынского, был небольшой монастырь, упраздненный в 1738 году. До 1780 года на месте церкви Варлаама Хутынского существовала небольшая каменная церковь, которая была до основания разобрана и перестроена.

Современная Варлаамо-Хутынская церковь отражает влияние раннего петербургского классицизма , это новое архитектурное течение начинает распространяться в Вологде в конце XVIII века. Можно с большой уверенностью предположить, что эту церковь, если не строил, то проектировал незаурядный столичный мастер. Об этом говорят блестяще проработанные детали убранства здания и особенно стройная, легко вздымающаяся вверх колокольня. Одинокое в архитектурном отношении положение церкви, среди пятидесяти остальных церквей города ( кроме церкви Николая Чудотворца на Сенной площади), подтверждает это предположение. Впрочем, присутствие в Вологде подобных по стилю гражданских построек позволяет предполагать, что архитектор мог быть и местным жителем.

Церковь Варлаама Хутынского двухэтажная, небольшая. Западный фасад здания с главным входом украшает полуротонда, поддерживаемая четырьмя стройными ионическими колоннами. Над ней в глухом рустованном кубе возвышается высокий сквозной четверик звона колокольни, грани которого вогнуты, а срезанные углы оформлены парными коринфскими колонными и пилястрами. Пилястры поддерживают скромный и легкий фриз. Венчает колокольню сложный пирамидальный купол с тонким грушевидным шпилем. Интересен купол надвосточной частью здания в виде необычного овального изящного фонаря с маленькой главкой. В роли двух других глав на основном объеме храма неожиданно выступают декоративные вазы на постаментах с лепными гирляндами, делающими вазы очень нарядными. Столь уникальное использование ваз великолепно соответствует общему, чисто светскому характеру нарядной архитектуры храма.

Несколько портил общий вид церкви широкий контрфорс, пристроенный в середине XIX века с левой стороны у ротонды. Левая часть храма несколько отошла от колокольни (колокольня как бы встроена в храм, до земли идут самостоятельные капитальные стены), появилась трещина и необходимость заставила укрепить боковую стену. Кроме этой пристройки и других мелких переделок, по всей вероятности, внешне храм сохранился в том же виде, каким он был в 1780 году, чего нельзя сказать о его внутреннем убранстве.

Как на особую, встречающуюся не во многих церквях, принадлежность храма можно указать на "исповедальное место", находящееся в южном отделении алтаря.

4. Церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского (XVIII в.) Сохранен, действует; Вологда, Кремлевская пл.

Церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского (ранее Николая Чудотворца) находится на правом берегу реки Вологды, близ теплого кафедрального Воскресенского собора, юго-восточнее Архиерейского дома. Храм удачно дополняется панораму соборов со стороны реки. Территория, на которой он располагается, в прежние времена именовалась "Известной Горой" (эта известковая насыпь оставалась здесь со времен Ивана Грозного, когда по его указу в Вологде осуществлялась постройка каменной крепости) Малков В.Л. Улицы Вологды. - Вологда, 1977..

Основание церкви, по свидетельству одного старинного сказания, относится ко времени царя Иоанна Грозного, а именно к 1554 году. В этом году, по преданию, в Вологду из Вятской области, с Великой Реки, была принесена икона Святого Николая Чудотворца Великорецкого. По этому случаю в Вологде во имя этого Угодника был построен новый деревянный храм, в котором святая чудотворная икона была установлена в 1555 году, по царскому повелению. Известно, что первоначальное храмовое место Николаевской церкви было иным: она находилась напротив бывшего Ильинского мужского монастыря (позднее - приходская Ильинская церковь), "на Старом Торгу". Деревянная церковь Николая Чудотворца во время сильного пожара в июне 1698 года, затронувшего всю набережную города от Вознесенской церкви до Софийского собора и повредившего сам собор и архиерейский дом, сгорела. Однако гораздо раньше, вероятно, еще до польско-литовского нападения, т.е. в начале XVII века церковь Николая Чудотворца, по благословению епископа, была перенесена на нынешнее место, к кафедральному собору и архиерейскому дому. Во время польско-литовского нашествия и "вологодского разорения" в сентябре 1612 году Чудотворный образ Николая Великорецкого был скрыт в известковой насыпи монахом Исаием, и таким образом сохранен.

Год построения каменного храма Николая Чудотворца на Извести точно неизвестен. В "Исторических и топографических известиях о г. Вологде…" А.А. Засецкого (1782 год) она значится каменной; "Вологодский иллюстрированный календарь" (1893 год) относит ее к концу XVIII столетия (после 1780 года). Действительно, судя по архитектуре церкви можно предположить, что она построена во второй половине XVIII века: она во многом схожа с храмами, возведенными в то время, и вероятно современна им. Не установлено и то, на чьи средства и пожертвования была построена каменная церковь Николая Чудотворца на Извести.

Эта церковь была одноэтажной, одноглавой и находилась в связи с колокольней, устроенной над папертью. Главный корпус церкви служил холодным храмом, в нем находился престол во имя Нерукотворного образа Господня (он был освящен в 1811 году Преосвященным Евгением, епископом вологодским). По названию этого древнейшего престола в старинных окладных книгах церковь писалась: "Храм Нерукотворного Образа Господня и Николая Чудотворца, на извести". С западной стороны к главной части храма примыкало второе отделение - теплая церковь с придельными престолами: справа - во имя Святого Николая Чудотворца, слева - во имя Преподобного Кирилла Новоезерского.

Церковь Николая Чудотворца оставалась приходской до 1826 года. К этому времени многие приходские дома вокруг нее были уничтожены, а оставшиеся прихожане были не в состоянии содержать церковь, и она пришла в упадок. Церковь Николая Чудотворца стала бесприходной и была приписана вместе со своим имуществом и угодьями к вологодскому кафедральному собору; прихожане же храма были определены в приход Покровской церкви на Торгу. После этого богослужение в храме Николая Чудотворца на Извести совершалось лишь в воскресные и праздничные дни. Известно, что прихожанами предпринимались некоторые попытки вновь вернуть раму самостоятельность.

В 60-х годах XIX века церковь Николая Чудотворца усилиями вологжан была возобновлена снаружи и полностью перестроена внутри в связи со сменой посвящения. В 1869 году она была переосвящена в церковь Святого Благоверного князя Александра Невского, в память события 4 апреля 1866 года.

5. Алексия человека Божьего надвратная церковь (1709-1714)
Частично сохранившаяся; Вологда, Парковая, 19-а; Горний Успенский женский монастырь.

Церковь Преподобного Алексия Человека Божия построена одновременно со Святыми воротами Успенского монастыря, между 1709 и 1714 годами (по Вологодскому Календарю - 1700 г. ) , освящена в 1720 году. Чтобы завершить ее постройку, игуменья с монахинями вынуждены были "на Москве и в городах ходить и собирать по верующим... кто что подаст".

Церковь Алексия каменная, холодная, одноэтажная, одноглавая, однопрестольная. Известно, что первоначально предполагалось освятить в церкви два престола: первый - во имя Святителя Николая Чудотворца, второй - во имя Алексия человека Божия.

Монастырская надвратная церковь имела под собой два прохода: боковую дверь и прежние Святые ворота. Нижний этаж, включенный прежде в ограду монастыря, служил своего рода подклетом храма. На простой, из гладких стен, первый этаж был поставлен второй ярус, богато украшенный полуколоннами, наличниками с барочными фронтонами. Верхний этаж занимал сам храм с четырьмя окнами на фасаде, которые придавали зданию типично жилой характер. Церковь венчал купол в классическом стиле.

В храме находился древний образ Нерукотворного Спаса с изображением многих святых. Двухъярусный иконостас, созданный одновременно с церковью, был украшен золотой резьбой по голубому фону.

В настоящее время Алексеевская надвратная церковь находится в полуразрушенном состоянии. После утраты главы церковь не имеет никаких внешних признаков культового здания и напоминает обычную жилую постройку.

6. Воскресенский собор (теплый) (1772-1776)

Воскресенский собор расположен возле современного входа на территорию Вологодского кремля (Областной краеведческий музей). Первоначально теплый каменный храм, предназначенный для зимнего богослужения, на территории кремля был возведен между 1757 и 1770 годами и освящен во имя Сретения Господня. Однако вскоре обнаружились многочисленные дефекты постройки, указывающие на его непрочность. Поэтому в 1771 году собор был полностью разобран и возведен вновь, уже именуемый Воскресенским.

Он был построен при вологодском епископе Иосифе Золотом, на месте юго-восточной кремлевской башни. Для пополнения средств к постройке собора преосвященный Иосиф получил разрешение использовать камень и кирпич из развалин крепостныхстен и башен первоначального Вологодского кремля, ограждавшего некогда внутреннюю часть города. Строительство собора началось в 1772 году, при Иосифе, и закончилось в 1776 году, уже после его смерти. Теплый кафедральный собор был достроен при Вологодском преосвященном епископе Иринее и 30 октября 1776 года освящен во имя Воскресения Христа Спасителя.

В Вологодском музее хранится деревянная модель собора, которая отличается от возведенной постройки гораздо более тонкой и изящной трактовкой деталей. По-видимому, она была выполнена столичным архитектором. Само же строительство осуществлялось под руководством местного архитектора Златицкого, который возвел собор согласно модели в формах барокко, остававшегося еще модным в Вологде в конце XVIII века.
По композиции Воскресенский собор довольно оригинален. Он представляет собой двухэтажное здание, в плане овальной формы, с четырьмя полукруглыми приделами по сторонам и длинным, сильно вытянутым алтарем. Двухъярусные башенки-главки приделов окружают венчающий собор большой купол с овальными окнами и люкарнами, завершенный фонарем с главой.

В 1824 году в честь приезда в Вологду императора Александра I со стороны соборной площади к зданию был пристроен ампирных форм парадный вход-портик, с четырьмяколоннами и фронтоном.
В середине XIX века интерьер собора расписан ярославским живописцем Колчиным, известным по реставрации фресок Софийского собора. Интерьер собора значительно перестроен в 1832 - 1833 годах.
Воскресенский собор сам по себе довольно интересен, однако на фоне мощных кремлевских стен и в особенности вблизи Вологодской Софии он несколько теряется.

В настоящее время в Воскресенском соборе располагается областная картинная галерея.

7. Церковь Дмитрия Прилуцкого на Наволоке (холодная) (1710-1711). Сохранен, действует; Вологда, Набережная VI Армии, 119-а

Церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке - холодная и теплая, - расположенные на низком левом берегу реки Вологды, ранее обычно затопляемом в половодье и потому издревле называвшемся "наволоком", образуют необычайно живописный храмовый ансамбль. Сооружение рядом двух храмов - более крупного холодного, предназначенного для службы в летний период, и обычно небольшого теплого (зимнего), действующего круглый год, типично для русского Севера Вологда в её старине / Сост., автор текста Касьяненко Т.В. - Вологда, 1992..

Предание связывает возникновение холодного храма с пребыванием в конце XIV века в Вологде известного церковного деятеля Дмитрия Прилуцкого. Преподобный Дмитрий до переселения в Вологду жил в селе Выпрягово, где основал Спасо-Прилуцкий монастырь. Хозяин дома, в котором останавливался Дмитрий, в память о пребывании в своем доме святого, поставил неподалеку часовню. По причтении Дмитрия к лику святых, часовню сменила деревянная церковь. В окладных книгах архиерейского дома она упоминается уже существующей в 1618 году среди прочих приходских церквей Вологды.

Согласно документальным данным, строительство холодной Дмитриевской церкви было начато в 1651 году. Однако ряд источников относит храм к началу XVIII века, клировые ведомости - к 1711 году. Вероятно, в 1710 - 1711 годах с севера к зданию была пристроена теплая придельная церковь (разобрана в 1750-х гг.), а с северо-запада возведена колокольня.

Холодный храм Дмитрия Прилуцкого был одним из первых в каменном строительстве Вологды, возобновленном в середине XVII века после польско-литовского разорения и долгого, почти 80-летнего перерыва. Этот перерыв, очевидно, привел к оскуде-нию собственных строительных кадров, и заказчики храма были вынуждены обратиться к широко известным тогда ярославским зодчим, каменных дел подмастерьям Борису Назарову и Панкрату Тимофееву. Действительно, архитектура здания носит явные черты школы, которой принадлежали его строители. Это - характерный для ярославского зодчества двухэтажный, пятигла-вый и четырехстолпный храм соборного типа, поставленный на традиционный подклет и по обыкновению лишенный трапезной. Его приземистый кубический объем, увенчанный пятью небольшими низкими главами с обыкновенными луковицеобразными куполами, усыпанными звездами, подчеркнуто строг.

Фасадный декор, как это свойственно ярославским памятникам середины XVII века, довольно лаконичен: лопатки на углах, окна, лишенные наличников, три большие закомары с каждой стороны и простая аркатура на барабанах. Однако традиционные обходные галереи здесь отсутствуют; их место занимает пристроенная в 1781 году с запада закрытая паперть с приделом во имя Святого Максима, ризницей и лестницей - всходом в центре.

Налево от холодной церкви - колокольня, небольшая, но многоярусная с типичной для северного края вышкой.

Внутри холодная церковь Дмитрия Прилуцкого украшена настенной живописью, сюжеты которой, особенно на куполах и сводах, почти целиком повторяют фресковые композиции церкви Иоанна Предтечи в Рощенье. Роспись Дмитриевского храма, вероятно, выполнена в 1721 году (по другим источникам, - в 1710 г.). Во главе артели стенописцев, по-видимому, стоял один из знаменщиков, работавших в церкви Благовещения в Ярославле, - Федор Игнатьев или же Федор Федоров. Стенопись холодной Дмитриевской церкви целиком выдержана в духе барокко, что более характерно для манеры Ф. Федорова.

Наиболее почитаемыми в холодном храме были две иконы Божией Матери, так называемые - "Семигородная" и "Семистрельная".

В настоящее время церковь Дмитрия Прилуцкого на Наволоке полностью восстановлена. Освящение храма состоялось 13 июля 2001 года после бывшей накануне всенощной.

8. Иоанна Предтечи в Рощенье церковь (1710-1717). Сохранена; Советский проспект, 1

Церковь Иоанна Предтечи находится на юго-восточной стороне площади, называвшейся прежде Спасской, или Сенной, на которой располагались еще три храма: Спасообыденный всеградский собор, церкви Николая Чудотворца и Афанасия Александрийского.

Церковь называлась Иоаннопредтеченской по главному престолу холодного храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи; а "Рощенской" - по местности, на которой находилась, называвшейся прежде Рощеньем, возможно, от бывшей здесь встарину рощи. Эта местность простиралась от Иоаннопредтеченской церкви к югу до церкви Преподобного Кирилла Белозерского, также именуемой "Рощенской".

Самое древнее указание на существование этой церкви, еще деревянной, относится к 1618 году. Время и повод ее первоначального основания неизвестны. Эта деревянная церковь называлась не Предтеченской, а Алексеевской, вероятно по первоначальному после ее основания, и позднее существующему в теплом отделении каменного храма, престолу во имя Алексия Митрополита Московского. С этим названием церковь писалась в окладных церковных книгах и других документах XVII и первой четверти XVIII столетия до 1728 года, с которого стала именоваться Иоаннопредтеченской.

Уже тогда церковь принадлежала к числу наиболее посещаемых и богатых храмов Вологды: при ней находилось значительное количество (77) приходских дворов, которым она превосходила большую часть приходских церквей города, и ежегодно платила крупную церковную дань.

До 1710 года церковь была деревянной и состояла в конце XVII века из трех отдельных зданий: двух храмов - холодного во имя Иоанна Предтечи и теплого во имя Митрополита Алексия, и колокольни. Церковь Алексия сгорела во время грозы 26 мая 1698 года, колокольня во время пожара, по ее близости к горящему храму, была срублена.

Закладка каменной церкви во имя Иоанна Предтечи, с приделом святого Алексия Митрополита Московского, состоялась 23 мая 1710 года, однако когда церковь была закончена и освящена, точно неизвестно. В 1851 году деревянная ограда вокруг церкви была заменена каменной, с железными решетками и двумя небольшими восьмиугольными башнями на западных углах.

Здание каменной Предтеченской церкви состояло из двух одноэтажных отделений: холодного и теплого, - и находилось в связи с колокольней. Колокольня была пристроена к теплому корпусу, который в свою очередь примыкал к западной стене холодного храма. До 1865 года колокольня церкви была невысокой и заканчивалась шатровым верхом , в том же году на средства прихожанина Леденцова она была разобрана до "звона" и значительно надстроена, а ее шатровый верх был заменен высоким остроконечным шпилем.

В холодной церкви располагался престол во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, древнейшее устроение которого восходит ко времени царствования Иоанна Грозного, в честь его тезоименитства, которое праздновалось 29 августа.

В теплой церкви располагались два престола: на северной стороне - во имя Святого Алексия, Митрополита Московского, на южной - во имя Святого Иннокентия Иркутского. Этот последний престол был устроен в 1832 году на средства купцов Свешниковых, прихожан церкви, в память о возвращении им в Иркутске потерянного сына после молитв, вознесенных Святителю Иннокентию Иркутскому.

Первоначально Иннокентиев придел помещался в тесном юго-восточном углу теплой церкви. В 1860 году теплая церковь с южной стороны была увеличена каменной пристройкой, и престол Иннокентия Иркутского был перенесен туда в 1863 году. Этот придельный храм был освя-щен 19 января 1864 года Преосвященным Христофором, епископом Вологодским и Устюжским.

В 1717 году холодный храм был украшен стенной росписью, но на клеймах не сохранились имена художников - иконописцев. Роспись покрывала стены, своды и алтарь холодной церкви. Фрески поновлялись (реставрировались) в 1856 - 1859 годах, вследствие чего появились тона, несвойственные росписи начала XVIII века. Однако графика сохранилась, и можно установить точный рисунок многообразных сюжетов, кроме того была сохранена древняя роспись в нишах окон.

9. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене (1704-1710)
Сохранена, действует; Вологда, Первомайская, 12

В XVII веке на месте современной каменной Покровской церкви находилась деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Время и случай ее построения неизвестны ни по летописи, ни по преданиям. Первые исторические сведения о ней относятся к 1612 году. В этом году Вологда подверглась опустошительному польско-литовскому нашествию, во время которого многие церкви города были разрушены или разграблены. В числе пострадавших тогда храмов был и Покровский на Козлене. В окладной книге 1618 года, содержащей перечень церквей города, значится, что церковь Покрова Богородицы на Козлене была сожжена "литовскими и прочими воровскими людьми в вологодский разгром". После этого храмовое место Покровской церкви оставалось пустым в течение четырнадцати лет, до 1626 года, в котором, по данным окладной книги за этот год, храм был выстроен заново. Этот новый деревянный храм существовал только пятьдесят два года. В 1678 году он был упразднен за ветхостью, и на его месте, по благословенной грамоте преосвященного Симона, архиепископа вологодского и белозерского, была построена третья деревянная церковь во имя Покрова Богоматери с приделом священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского. Эта новая церковь, строившаяся четыре года, была освящена в 1682 году.

Строительство каменного Покровского храма было начато в 1704 году. Вологда подвергалась тогда частым опустошительным пожарам, и в это бедственное время горожане решились всеградскими усилиями построить при Покровской Козленской церкви каменный храм во имя Пресвятой Богородицы Неопалимой Купины, покровительствующей и защищающей город от огня. В декабре 1704 года прихожанами Покровской церкви была подана челобитная преосвященному Гавриилу, архиепископу вологодскому и белозерскому, о дозволении построить этот каменный храм, на что была получена благословенная грамота. Каменная холодная церковь Неопалимой Купины была построена в 1704 - 1709 годах близ деревянной Покровской. Она была освящена 8 июня 1710 года архиепископом Гавриилом.
Архитектура Покровской церкви типична для начала XVIII столетия.

В церкви имелось три престола: в холодном храме - во имя Божией Матери Неопалимая Купина; в теплом - на правой стороне во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на левой - во имя Священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского.

10. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу
(1778-1780)

Церковь Покрова на Торгу построена неподалеку от Софийского собора на месте деревянной церкви во имя Богоотцов Иоакима и Анны (1691 г.), которая при Иване Грозном была самостоятельным дворцовым храмом, а в более поздних документах именовалась "у государя на сенях", что свидетельствует о существовании здесь в 60-70-е годы XVI века деревянного царского дворца. Высокая трапезная о двух главах связывает храм с шатровой колокольней. Во второй половине XIX века с запада к церкви было пристроено массивное оригинальное крыльцо на столбах-кубышках, форма которых взята из деревянного зодчества.

Необходимо также рассказать и о некоторых памятниках городского строительства.

1. Каменный мост через речку Золотуху.

Построенный в 1789--1791 гг. губернским архитектором П. Т. Бортниковым, он связал новый, возникший здесь в конце XVIII в. центр с прежним центром -- Городом. Каменный мост представлял собой одноарочное сооружение с двумя башнями, фланкировавшими каждый из въездов. Расположенные вдоль моста лавки соединяли между собой обе пары башен, внутри которых также находились торговые помещения. В этот «торговый» комплекс входили и здания рыбных рядов и винных магазинов, возведенные тем же Бортниковым в начале 1790-х гг. на берегу Вологды, по обе стороны устья Золотухи. Позднее, в 1820-х гг., ко всем четырем башням моста вдоль речки были пристроены, кроме того, торговые ряды.

Об оригинальной архитектуре Каменного моста ныне напоминают лишь сохранившиеся в несколько измененном виде две мощные трехэтажные башни с высокими ступенчатыми завершениями, расположенные на левом берегу Золотухи. «Мостовые» лавки сильно переделаны и приспособлены под магазины; от торговых рядов остался лишь корпус возле левой башни.

2. Особняк Дворянского собрания

За Каменным мостом открывается широкая площадь Революции (бывш. Спасская или Сенная) -- современный центр Вологды. В конце XVIII -- начале XIX в. она составляла одну из главных частей созданного здесь нового пространственно-планировочного ансамбля. Три улицы -- ныне Ленина, Пушкинская и Ворошилова -- соединяют эту площадь с Советской площадью (бывш. Плац-парадной), веерообразно сходясь к ее западной стороне. Угол центрального из трех лучей -- улицы Пушкина -- со стороны площади Революции отмечает великолепный трехэтажный особняк Дворянского собрания (д. № 14/21), ныне занятый филармонией (18 век).

Судя по документам, в 1780 г. он уже существовал как дом купца Колычева, а в 1822 г. перешел в собственность городского дворянства. Угловая, закругленная часть здания с плоскими ионическими пилястрами и небольшим аттиком, а также оконные проемы хорошего рисунка и пропорций, заключенные в легкие обрамления, свидетельствуют о принадлежности его архитектуре классицизма последней трети XVIII в.

К этому же времени может быть отнесен и вестибюль дома с широкой главной лестницей, ведущей наверх, в парадную анфиладу. По сторонам вестибюля расположены подсобная галерея и лесенка на хоры, которые частично скрыты за боковыми стенами с прорезанными в них красивыми арками и с ионическими пилястрами в простенках. Особенно хорош большой двусветный зал с хорами, оформленный коринфскими пилястрами и сочным лепным карнизом с консолями и пальметками. Только более мелкие детали внутреннего убранства -- металлические печные дверцы, ограждения хор, ручки дверей и т. д. -- имеют явный позднеклассический характер. Видимо, переделки XIX в. не коснулись основных архитектурных форм особняка.

3. Мужская гимназия

Напротив дома губернатора, на другой стороне Советской площади, расположен Странноприимный дом, более известный в литературе под именем Мужской гимназии. Из стен этой гимназии вышли многие известные ученые, литераторы, в том числе писатели В. А. Гиляровский и В. П. Засодимский. Это одно из крупнейших в городе зданий создано в 1780-е и в первой половине 1790-х гг. Первоначально оно состояло из двух отдельных построек -- госпиталя и «большого дома для дворянства, несчастно рожденных и лазарета», возведенных, очевидно, по проекту Бортникова; в 1796 г. обе эти постройки были уже объединены, а в XIX в. дважды значительно переделаны.